Почему в фильме «Цой» почти нет Цоя. Объясняют авторы

13 ноября
13:05

10 ноября 2020 года в киноцентре «Октябрь» прошёл пресс-показ фильма Алексея Учителя «Цой». Режиссер далеко не малоизвестный, а фигура, которой посвящена кинокартина, ‒ уж тем более. Кто кого делает знаменитым и причём здесь любовь ‒ выяснила корреспондент Первого Студенческого.

Алексей Ефимович Учитель имеет, по его собственному высказыванию, полное право снимать о "неприкасаемом" Викторе Робертовиче Цое. Они были знакомы лично. А еще Учитель снял два документальных фильма, в которых присутствует Цой: «Рок» (1987) и «Последний герой» (1992).

В июле 2019 года начались съёмки кинокартины «Цой». Учитель решил вспомнить про давнего друга и сделать с его помощью эксперимент: создать художественное кино, где один из главных героев – великая фигура русского рока. Конечно, выполненный с помощью графики. Но частично.


Причина внедрения компьютерных технологий в процесс съёмки – отказ режиссёра использовать двойников. Начальные сцены были взяты из хроник документальных фильмов «Рок» и «Последний герой», а момент аварии, подлинного видео которого не существует, – прорисован. То есть всё вокруг красиво снято операторской группой Учителя, только голова Цоя – ненастоящая. Режиссер признается, что не смог найти затылка нужной формы, настолько он самобытный. Поэтому даже ради мимолётного кадра со спины решил отречься от актёров-дублёров.

Фильм прошёл. Чёрно-белые титры под трагично-боевую музыку тоже прошли. Наступает час общения авторов фильма с прессой. Даже как-то не хотелось уходить в болтовню после увиденного. Хотелось просто помолчать и подумать.

Но следуя всем договорённостям, к журналистам выходят три героя: сам Алексей Учитель, Марьяна Спивак, сыгравшая роль вдовы Цоя, и один из авторов сценария – Савва Минаев. Началась жара.


Одна из журналисток задала такой вопрос:

- Почему в фильме, который называется «Цой», речь идёт о водителе, врезавшемся в музыканта? Как их вообще можно ставить на одну ступень? Да и с водителем ничего не понять: он настолько безэмоционален, что и сопереживать не хочется. Да ещё и изменил одной женщине с другой.

На своеобразный выпад в сторону своей работы Учитель ответил следующим образом:

- Я и многие-многие имеем совершенно противоположное мнение. Водитель этот и мне иногда противен, но не из-за того, что он безэмоционален. Из-за того, что он человек. Ну да, переспал с фотографом за спиной у своей девушки. Мы и дальше будем смотреть всё кино на бытовом уровне? Цой – вот что его изменило. Цой – это не просто фамилия, а то, что действует на всех нас магически на протяжении тридцати с лишним лет.

А вообще этот фильм, оказывается, про любовь. Не догадывались? И я тоже. Режиссёр фильма подсказал. Не про Виктора Цоя, а про любовь к Виктору Цою. Его любят по-разному в фильме. Фанаты – фанатично, родные и близкие – по-родному. А водитель, не знавший, кого он толком сбил, и не слышавший ни одной песни того, чей труп вёз в гробу в Санкт-Петербург, под финал начал понимать, кто есть Цой. И начал его по-своему любить.

А кто кого сделал знаменитым – ответа на этот вопрос нет. Фильм был снят не для этого. Алексей Учитель, как он сам говорит, не хотел собирать огромные кассовые сборы, нагло пользуясь всенародной памятью о Викторе Цое. Да и столько нашлось хейтеров на один лишь трейлер, что они точно не соберутся. Учитель хотел поставить финальную точку в, казалось бы, бесконечном рассказе о легенде русского рока.

Глеб Иваненко Глеб Иваненко
Елизавета Желудева Елизавета Желудева

Комментарии
авторизуйтесь
чтобы можно было оставлять комментарии.
Читайте также
30 ноября
11:50
Итоги конференции «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании»
28 ноября
11:20
Клава Кока объявила о скором выходе новой песни
25 ноября
16:50
Куда можно полететь