Спецкоровцы научились играть в го

Спецкоровцы научились играть в го

11 апреля
20:55

Источник:

Го - это логическая настольная игра. Возникла она в Древнем Китае предположительно от 2 до 5 тысяч лет назад. Точно известно, что уже 2 тысячи лет назад игра существовала и была достаточно популярна в Древнем Китае. В Японию она пришла примерно в XIV веке.

Традиционное название игры в России -"го", что может переводится одновременно как "беседа рук", так и "гнилое топорище". Последнее название связано с легендой о молодом парне, который забрел в лес и потерялся. Побродив в лесу, он увидел двух бессмертных старцев, играющих в го. Молодой человек, наблюдая за игрой был так очарован, что не заметил, как впал в транс. Когда он очнулся, стариков уже не было, сам он превратился в старика и топорище его сгнило, превратившись в прах. Хотелось бы также упомянуть еще один интересный факт, связанный с названием игры. Она имеет отличные названия в разных странах, не привычные для нас. На ее исторической родине в Китае игра носит название "вэйци", в Корее — "бадук" и максимально похожее на наше название она имеет в Японии - "и-го".

Существует несколько версий относительно истории создания игры. Одна из них гласит, что го возникла как часть гадательной практики. На современных досках го сохранились жирные пункты (точки), имевшие в древности обозначение звезд. По другой версии, игру придумал легендарный китайский император Яо, чтобы приучить сына искусству управления государством.

В Россию игра пришла не так давно. Первый турнир по игре в го состоялся только в 1965 году в Ленинграде. В те времена даже чемпион го в России мог проиграть школьный турнир в Японии. Это и неудивительно. Ведь во многих азиатских странах, особенно в Японии, навык игры в го считался обязательным для сотрудников. А умение ведения игры в стране восходящего солнца совершенствовалось испокон веков, когда целые семьи были заняты улучшением техники.

Сейчас го собирает миллионы игроков по всему миру, а в особенности в Китае, Японии и Корее. Можно сказать, что второе рождение игре обеспечила нейронная сеть, благодаря которой компьютер в 2016 году смог победить в го, что считалось почти невозможным.

Го заметно отличается от таких игр, как шахматы, шашки, нарды. Её главной целью является занятие чуть большей территории, чем у партнера. Ключевое слово здесь - партнер. В игре нет противников, она построена на равновесии. Уничтожение партнера здесь не ключевая задача, а наоборот верный путь к проигрышу. Поэтому го скорее о дипломатии, чем о войне. Игрок, когда жертвует малым, чтобы получить большее.

В го играют на прямоугольном поле, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями. Стандартная доска имеет разлиновку 19×19 линий, для обучения могут применяться доски меньших размеров 13×13 или 9×9 линий. Также для игры используются камни черного и белого цветов. Начинается игра с поклона и пожелания партнеру удачи, заканчивается поклоном и благодарностью за успешную партию. Первый ход начинают черные. Раньше право первого хода являлось преимуществом, поэтому игрок, который ходил вторым был более сильным. Когда го стало спортивной дисциплиной, было решено, что преимущества не должно быть. Для этого было введено коми (компенсация) белым за ход вторыми. На большой доске размер компенсации достигает 6,5 очка, на маленькой - 1,5. Первых ход делается в сторону сердца партнера, так ходящий показывает добрые намерения. Игра ведется не в клетках, а на пересечении линий. Делая ход, игрок выставляет один камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пункты). Камни не перемещаются по доске, но могут быть захвачены противником и сняты с неё. Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ - незанятый пункт по вертикали или горизонтали. Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся дамэ, она снимается с доски. В игре существует всего два запрещенных хода. В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы. Такой ход называют самоубийственным. Также запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, которая уже была на доске в этой партии. Игра заканчивается, когда оба игрока пасуют подряд. Обычно это делается тогда, когда на доске не остаётся пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки. Это были основные правила игры.

Го кажется на вид достаточно простой игрой с легкими правилами, большой доской, оставляющей много места для воображения игрока, большим количеством ходов и камней. На самом деле, это сложная стратегическая игра, направленная на развитие тактики, логики, воображения. От этого она не становится менее захватывающей, а, наоборот, еще больше притягивает внимание игрока вне зависимости от возраста.

Фото: Полина Нагибина


Читайте также
27 марта
10:00
В пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция посла Ирана в РФ Казема Джалали
22 марта
13:15
В РАНХиГС прошел день финансовой грамотности
11 марта
14:00
В Мосгордуме прошло заседание Общественного штаба по наблюдению за выборами