Обратная перспектива: на стыке форм искусства

8 октября в Пушкинском музее приглашенные из США танцоры и дуэт VitaDuo исполнили музыкально-хореографическую поэму «Обратная перспектива» в рамках фестиваля Re:Formers.

09 октября
10:50

Как можно необычно провести вечер пятницы, чтобы отдохнуть от рабочей недели, культурно обогатиться и получить удовольствие? У ГМИИ им. А.С. Пушкина есть ответ на этот вопрос. В октябре открылся фестиваль «Пятницы в Пушкинском». Это уникальный проект, который включает в себя различные форматы, жанры и формы искусства. В репертуаре представлены концерты, беседы об искусстве, экскурсии по постоянным и временным выставкам. Я посетила «Обратную перспективу», выступление хореографического коллектива под живую музыку в исполнении Марии Немцовой (фортепиано) и Виталия Ватули (саксофон).

С первых секунд выступления было понятно, что это что-то неординарное. «Партитура начинается с тишины, которую исполняет публика», - объявила ведущая перед началом. Все, кто находился в тот момент в Итальянском дворике, уже не разделялись на зрителей и выступающих. Мы стали единым целым: и по отношению к танцорам и музыкантам, и по отношению друг к другу. Ведь мы совместно, не репетируя, открыли это представление, исполнив тишину.

Через несколько минут зал наполнился звуками рояля, который стоял посередине зала. Музыка была умиротворяющей, спокойной, тихой. Танцоры и саксофонист стояли позади пианистки бездвижно. По мере развития мелодии звуки стали оживлять танцоров. Плавно и постепенно они сначала просто поднимали поочередно руки и направляли друг на друга, будто передавая жизнь, а затем движения становились более разнообразными. 

С самого начала ощущалось единение пианистки и танцовщиков. Чтобы достичь такой синхронности с музыкой, недостаточно просто заучить движения. Необходимо дышать этими звуками, наполнять свое тело мелодией, позволять музыке управлять собой. В движениях танцоров явно проявлялось это слияние с композицией.

Музыкальный дуэт играл более значимую роль, чем просто аккомпанирование. Между саксофонистом и пианисткой была какая-то своя эфемерная связь. Они будто обменивались репликами, рассказывали друг другу историю с помощью нот. Ватуля постоянно находился среди танцоров и передвигался по залу вместе с ними. Немцова в какой-то момент покинула свое место у рояля и тоже присоединилась к танцовщикам. Такого я не видела еще нигде. Даже в балете, где музыка также находится в синтезе с хореографией, нет такого эффекта присутствия. Здесь же все взаимодействовали друг с другом.  

В зале, разумеется, не было сцены. Но в ней и не было никакой нужды, потому что граница между выступающими и зрителями стерлась. В какой-то момент одна из танцовщиц оказалась всего в метре от меня, и я в тот момент чувствовала невероятную энергию, исходящую от нее.

Я осталась под большим впечатлением. Эмоции и чувства человека многогранны. Их нельзя вписать в рамки или облечь в конкретный жанр. Поэтому музыкально-хореографическая поэма — это уникальный формат. Музыка транслирует внутренние перипетии, а хореография — их внешнее воплощение. В жизни мы привыкли хранить свои переживании внутри, что очень умело обыграли танцовщики, выплеснув все тревоги и мысли наружу с помощью языка тела. 


Читайте также
16 октября
22:35
Загадки и тайны в музее Николая Васильевича Гоголя
15 октября
19:50
Классический вечер
15 октября
09:35
Дом-музей русского классика Н. В. Гоголя