От гениальности до безумия - один шаг

От гениальности до безумия - один шаг

О гении и злодействе, Адольфе Гитлере и Иосифе Сталине, о важности уроков истории автора заставляет задуматься новая пьеса Сергея Проханова «Шпионка» в Московском Театре Луны. Тенденции развития общества Германии и Советского Союза имеют куда больше сходства, чем кажется на первый взгляд. Какова роль личности в истории и способна ли любовь спасти мир, стоящий в двух шагах от войны? 

01 января
15:15

В далеком 1960 году белорусский писатель Алесь Адамович начинает роман фразой, ставшей впоследствии крылатой. У войны не женское лицо. Так ли это? Спустя 61 год Московский Театр Луны в лице Сергея Проханова решает подвергнуть сомнению высказывание прозаика, представив в новом спектакле «Шпионка» историю Второй мировой войны глазами русской эмигрантки Ольги Чеховой. Доказательства связи племянницы известной Книппер с разведками Третьего рейха и Советского Союза, быть может, давно утеряны в бездонных архивах КГБ, а широкий зритель доступ к ним уже вряд ли получит. Театр, однако, и не претендует на историческую достоверность: автор пьесы Сергей Проханов воссоздаёт события такими, какими они могли быть. И следует сказать, ему это удается блестяще.

 1640874887_pervoejpg.jpg

Почему же сильные мира сего настолько разнятся в своих земных поступках? Одни готовы вести человечество по прямой дороге к гибели и разрушению, а выбор иных – созидание. Каков же мотив деятельности великих? Или сказать иначе: какова природа их маниакальной любви, побуждающей к действию? Ведь нельзя не согласиться с тем, что в основе всего мироздания лежит именно это чувство: любовь к профессии, к человеку, к жизни. Желание остаться в истории, жажда власти, а может быть, стремление к получению признания одной или нескольких женщин?

 1640874902_vtoroejpg.jpg

Синонимом вышеупомянутого слова «маниакальный» является термин «сумасшедший». Как известно, именно в психиатрической лечебнице наиболее велика концентрация высшей формы проявления таланта, а в народе поговаривают: от гения до безумца один шаг. В чем же тогда дело? Здесь представляется неслучайным эпизод, показавшийся увлеченному зрителю первоначально диковинным. Да, пьеса удивительна тем, что внимание приковано к очевидному злодею – Адольфу Гитлеру, точка в деле которого поставлена так и не была. На противоположной стороне сцены – иной диктатор из грузинской глубинки с характерным акцентом. Каков же смысл попытки воссоздания на сцене Ильича, до боли напоминающей известную сцену из «Собачьего сердца»? Идея Сергея Проханова угадывается по мере развития сюжета и становится совершенно ясна в своеобразном послесловии. Попробуйте и вы ответить на данную загадку, вложенную в уста профессора Бехтеревой и доктора Семашко: «Ты хочешь сказать, что больные двигают мир?».

 1640875545_zycpyfebbpujpg.jpg

Итак, спектакль «Шпионка» – это захватывающая дух история об удивительных виражах судьбы-злодейки. Театральный юмор, преследующая зрителя недосказанность и сказочное оформление создают непередаваемый антураж. Быть может, мы уже на самой Луне, а никакой Земли и в помине не было? Музыкальное сопровождение и художественные вкрапления советских плакатов, голос Любови Орловой и фрагменты старых кинофильмов рождают необъяснимые мурашки, а значит, автор справился с поставленной задачей. Игра новой пьесы Сергея Проханова доверена преимущественно молодым актерам, знающим эпоху Второй мировой, как и большинство из нас, благодаря книгам, газетам и телеэкрану. Оттого интерпретация Московского Театра Луны кажется еще более интересной, а пытливому уму зрителя придется здорово постараться, чтобы разгадать все намеки, таинственные знаки и аллегории спектакля в поиске главного – великой загадки человеческого разума. Полное погружение в эпоху достигается тем, что сила мысли доносится до зрителя сквозь переживания отдельно взятой личности в водовороте истории. На месте Ольги Чеховой мог оказаться каждый. Однако немногие, как наша героиня, способны найти в себе силы не потерять лицо между двух огней – Адольфом Гитлером и Иосифом Сталиным. Необыкновенная страсть и бесконечная тоска по родному краю русской Маты Хари блестяще передаются актрисой на грани между очевидным и невозможным. Сон – вот буревестник реальности и вышеупомянутой черты иллюзорности, за которую автор, однако, не переходит. Толкование оставлено Сергеем Прохановым на суд зрительного зала. Пьеса «Шпионка» показывает войну с куда более нелицеприятной стороны, никогда не затрагиваемой сухими фактами историка, но которой проникнется зритель, сохранивший в сегодняшнем мире душу и сердце.

 1640874954_chetvertoejpg.jpg

В данном случае нельзя не упомянуть эпохальный контекст, ибо линия любви, переживаний и страсти мастерски переплетается в пьесе с еще одной проблематикой. Какие они – гениальные люди? Почему лидеры движут миром? Директор известного советского института мозга профессор Бехтерева и доктор Семашко, случайно обнаружив книгу о загадочной шпионке, в процессе чтения оказываются в страшной действительности Третьего рейха. Поразительно, с какой необыкновенной филигранностью мир иллюзорный ставится в одну линию с реальными историческими персонажами. И мой первый вопрос в связи с этим: допустимо ли вообще сравнение Адольфа Гитлера с Иосифом Сталиным? Вполне вероятно. Оба они стремились к абсолютной власти, оба были диктаторами, оба ради своей цели совершили страшные преступления. Являясь непримиримыми врагами, они наверняка желали встретиться друг с другом. Такую возможность спустя десятки лет и готова предоставить лидерам двух народов сцена Московского Театра Луны. Угадывается здесь, на мой взгляд, нечто заоблачное и внеземное, относящее зрителя к сумеречной вывеске на Малой Ордынке. Сроднившись в беспредельной жестокости и безразличию к судьбе отдельно взятой личности, фюрер и вождь пользуются переживаниями Ольги Чеховой в своих интересах. Но есть ли разница в данных исторических персонажах? Безусловно. Немецкий людоед, увлеченный своей идеей, сжирал чужие народы, желая верной смерти ни в чем не повинным евреям. Однако нельзя утверждать, что фюрер, подобно Иосифу Сталину, истреблял собственный народ, сославшись на известный исторический факт: феномен ГУЛАГа в период нахождения вождя у власти познали миллионы советских граждан, количество которых в значительной степени превысило число узников немецких концлагерей. Стоит задуматься об этом.

 1640875631_pyatoejpg.jpg

Таким образом, мы приближаемся к главному вопросу, проходящему красной линией через весь сюжет пьесы Сергея Проханова. Можно ли назвать двух диктаторов гениями? Театр дает зрителю свой ответ, обращая внимание на очевидную подмену понятий. Но вынесла ли история окончательный вердикт, заставляющий считать неутихающие сегодня дискуссии малопродуктивными? Прежде всего, обратимся к любимому Сергею Ожегову:

Гений – человек, обладающий высшей творческой способностью.

В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, позже – вообще олицетворение добра и зла.

Неужели зла? Нет ли здесь описки? Представляется, что гениальность есть нечто беспорочное, уникальное, предмет восхищения и подражания. Однако не все оказывается так просто, лишь вспомнив об известном словосочетании «злой гений». Поразительно, но проведенный опрос показывает склонность большинства молодых людей, далеких от ностальгии по Советскому Союзу и имеющих свое сформированное мнение, причислять Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина к разряду гениальных представителей рода человеческого. Безусловно, грешных и до мозга костей злых, не заслуживающих прощения, но все же гениев, сумевших создать нечто принципиально новое и ранее неизвестное – оттого относящихся к людям творческой способности. По мнению вышеупомянутого большинства, талант фюрера и вождя народов усматривается в умении создать уникальную машину пропаганды, достичь эпохальных темпов экономического роста, подчинить исповедуемой идее миллионы простых граждан, выдернув их из нищеты и безработицы. Стоит задуматься, не является ли это результатом определенного стечения обстоятельств? Быть может, грамотные управленцы, менеджеры и тонкие политики в истории Германии и СССР попросту явились именно в тот момент, когда оба народа испытывали потребность в мгновенных ответах и скорейших преобразованиях? Не будь одновременно (подчеркиваю) унизительного Версальского договора 1919 года, экономического краха и гиперинфляции, смог бы народ Баха и Бетховена, Лейбница и Шиллера, Гегеля и Канта пойти за Адольфом Гитлером? А по какой же причине Иосиф Сталин смог укорениться в истории тысячелетнего народа, читающего Пушкина и Толстого? Неужели нация идет за очевидными монстрами, уверовав в их гениальность?

 1640875665_shestoejpg.jpg

Молодые люди, отрицательно отвечающие на поставленный вопрос, склонны акцентировать внимание не на результатах, безусловно, достигнутых данными историческими личностями, а на методах их работы. Избрав путь коллективизации, Советский Союз превратился в страну очередей, недоедания и дефицита, к тому же импортирующую зерно. Цели индустриализации достигались трудом людей, близким к подневольному и рабскому. Могли ли признанные тираны и душегубы попросту заблуждаться в своих теориях, идеях и применяемых способах, боясь потерять такую хрупкую власть? Временами затуманивавшая разум любовь, как учит зрителя пьеса Сергея Проханова, была не чужда и тем, кого заведомо считают гениальными, несмотря на все пороки. Стоит также заметить, что ошибки Иосифа Сталина особенно ярко проявляются в военном деле. Сражаясь на два фронта, немцы потеряли в разы меньше, чем советские граждане, лидер которых к противостоянию готов не был. Победил в смертельной схватке обычный рабочий народ, направляемый талантливыми стратегами Жуковым, Коневым, Рокоссовским. Именно простой человек, подобный Ольге Чеховой, сумел выстоять под ударами судьбы, сохранив любовь к ближнему в классовой системе всеобщего равенства, не сумевшей, однако, создать взаимопонимания.

 1640875684_gitlerjpg.jpg

Кто-то скажет, что это дела давно минувших дней. Нет смысла ворошить прошлое. Тем не менее оба диктатора оставили в истории след куда больший, чем объяснимая трансформация государства. Адольф Гитлер и Иосиф Сталин поныне живут в душах людей, а хриплый отголосок их поступков стал бременем целых наций. Задача вашего покорного слуги, как и потрясающего автора Сергея Проханова, кроется лишь в раскрытии многоаспектного образа данных исторических персонажей, сотканных из сплошных противоречий. Пусть на извечный пушкинский вопрос совместимости гения и злодейства каждый ответит самостоятельно. Ведь прочувствовав атмосферу нового спектакля Московского Театра Луны уже не так сложно это сделать, верно?

 1640875109_prokhanovjpg.jpg


Читайте также
27 ноября
21:10
Машины как холсты и холсты с изображением машин
26 ноября
09:35
Правила информационного детокса
23 ноября
23:50
Возрождение моды в России за пять миллионов