«Красота имеет высшее право на власть…»: Что такое молодость?

Если бы мы рождались взрослыми, то на мир смотрели бы глазами детей?

03 января
11:30

Юность расточительна и беззаботна. Однако, в сущности, она прекрасна или преступна? Познание мира, его физической и духовной оболочек; погружение в мир страстей и соприкосновение с миром просвещения. Когда дети становятся отроками, а отроки – взрослыми? Есть ли грань не психического, а именно духовного развития между этими ипостасями? 

Дориан Грей (Дмитрий Воронин) в постановке Театра Луны в начале своего развития – искренний, добрый и наивный ребёнок. От отношений с людьми и заканчивая первой юношеской любовью. Он дышит жизнью, видит её исключительно в белых тонах. Для него день прекрасен, потому что это день, а роза – потому, что это роза. И как у Шекспира, «хоть розой назови её, хоть нет», но его мнение не изменить.

Мы знаем, что Баба Яга – плохая, а Илья Муромец – хороший не потому, что выросли и провели дословный анализ их образов. Мы знаем, потому что когда-то в детстве через призму своего незнания разглядели в одном зло, а в другом стремление к свету. И на подсознательном уровне каждый из нас знал, что такое хорошо и что такое плохо.

IMw7zJzVk18.jpg?size=720x967&quality=96&sign=077db855b27cdd1c29dc8f23ad2ebc47&type=album

Но затем пришло отрочество. Старшие классы, непонятно откуда взявшееся желание быть, как взрослые; страсти, схватившие нас за горло. И до сих пор не отпускающие. Мы начали примерять на себя костюмы погодок и кумиров, которых записали в категорию «хочу, как он». Но наш портрет. Что стало с ним? Можем ли мы отслеживать изменения, которые происходят с ним, изменения, которые происходят с нами? Мы – нет. Дориан – да. Будучи в каморке художника Бэзила (Максим Лебедев), он возжелал быть вечно молодым и красивым. Возжелал всем своим молодым и горячим сердцем. И вот чисто евангельский результат:

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам…»

Евангелие по Матвею 7:7

Фантастичная для нашего мира возможность – остаться вечно молодым и красивым. Возможность запечатлеть себя во всей красе для мира «сегодня», а не «потомков». Возможность управлять сердцами и умами людей. Ведь пленяет людей не цвет волос, размер груди или количество кубиков пресса, а молодость. Молодость. Осознание того, что у этого человека с ещё почти что детским лицом всё впереди, что он всё ещё проживёт, прочувствует, познает.

И лишь в этом смысле суждение Оскара Уайльда о красоте верно:

«Красота имеет высшее право на власть…»

Начало пути завораживает. В частности Генри (Борис Комаров), намеренно познакомившегося с Дорианом благодаря Бэзиллу.

Дориана от Генри отделяет всего несколько лет, однако для столь небольшой возрастной разницы этих людей можно уже развести по разные стороны баррикад, запросив суд об установке запрета на приближение. Ведь всего слово Генри способно отравить мир его юного приятеля. И он не боится его отпускать. Передать мысли – передать себя, создать у слушателя новое представление о жизни. Стать для него не просто прохожим, а учителем.

В жизни каждого из нас рано или поздно появляется такой человек. Кто им станет – первый классный руководитель или незнакомец у мусорной свалки - важно лишь отчасти, куда правильнее говорить о том, чему нас этот человек научит.

«Вылепить и титана, и игрушку можно из Дориана Грея», - в эмоциональном порыве сумасшествия кричит Генри. И тем печальнее воочию смотреть, как скульптурные слова такого учителя лепят юного человека.  

Так, когда же дети становятся отроками, а отроки - взрослыми? Когда переступают порог страстей, указанных его учителем, или когда осознают, что они с собой сделали? Жизнь – череда уроков, из которых мы либо что-то выносим, либо оставляем всё в долгом ящике. Кому-то нужен всего один, кому-то с десяток. Однако умение вовремя остановиться и задуматься – вот что отличает человека разумного от инстинктивного животного.

Не страшно ошибаться. Страшно не осознавать последствия.

Не страшно падать. Страшно не уметь встать и утереть колено.

Не страшно быть молодым. Страшно сжигать годы в печи страстей.

Страшно опускать в корыто бездуховной грязи величайший и роскошнейший дар Бога – красоту. Ведь только «красота имеет высшее право на власть». И если сегодня мы бессознательно говорим «да» всему, что подбрасывает нам жизнь, то нужно быть готовым к тому, что уже завтра наше лицо поведает всему миру «результаты духовного обследования». Будет ли там гемоглобин в норме? Зависит лишь от нас. Ведь мы – это не только то, что мы едим, но и то, кем мы себя окружаем.

Оскар Уайльд, наверное, это имел в виду, когда говорил о красоте. И в «Тетра Луны» его Дориана Грея интерпретировали не страшно.

Я бы сказала: правильно.   


Читайте также
01 января
17:45
Можно ли научиться любить книги ?
28 декабря
12:30
За мечтой...
23 декабря
19:20
Возможно ли в современном мире быть свободным от социальных сетей и чужого мнения