17 мая в библиотеке имени М.А. Светлова прошла лекция «Киноантиутопии – мечты и страхи разных эпох». Драматург и киновед Виктория и Ника Митрофановы рассказали об особенностях жанра, его эволюции и подробно рассмотрели примеры таких фильмов.
Антиутопия и утопия представляют собой две противоположности, но с общей основой – изолированный, закрытый мир с разделением на касты. Но если утопия – это идеал общества с лучшей жизнью, то антиутопия – это изображение жизни, которая вызывает страх, отторжение.
Можно выделить несколько признаков антиутопии:
Довольно часто характерной чертой антиутопий можно считать библейские образы, религиозные наклонности, то есть определенная вера героев. Первым образцом этого жанра стал фильм «Метрополис» (1927) Фрица Ланга. Именно он повлиял на последующие картины антиутопий.
Позже наступает период новой французской волны. К нему можно отнести фильмы «Альфавиль» (1965), «451 градус по Фаренгейту» (1966). Антиутопии 70-х годов характеризуются разгромами, терактами, преступными группировками, разрухами и другими подобными чертами.
Переходя к периоду 21 века, нельзя не сказать, что этот жанр эволюционировал вместе с нами. Сейчас в антиутопиях можно наблюдать течение более реальной жизни в условиях изоляции. В качестве примера можно привести фильмы, известные на весь мир: «Дивергент», «Время», «Бегущий в лабиринте», «Голодные игры».
Антиутопии всегда пользовались популярностью. Десятки лет назад это были фильмы, в которых можно было наблюдать жизнь будущего, сейчас же фильмы этого жанра собирают сотни тысяч фанатов по всему миру.