Следующий шаг человечества станет величайшим? Кристофер Нолан делает такие шаги с каждым новым фильмом

Следующий шаг человечества станет величайшим? Кристофер Нолан делает такие шаги с каждым новым фильмом

20 октября
12:05

Источник:

С чего бы начать... С чего вообще начинают вести размышления о столь прекрасном, столь шедевральном фильме, который, я уверен, через пару десятилетий приобретет статус культового и станет в один ряд с гигантами «космического» кинематографа как, например, «Космическая одиссея» легендарного Стэнли Кубрика или «В поисках галактики» Дино Паризо, о фильме, который как во время просмотра, так и долгое время после не отпускает тебя, который никого не оставляет равнодушным - да, вы можете как любить его и восхвалять, можете ненавидеть всей душой, но относиться к нему нейтрально, равнодушно - невозможно. Так с чего же? С чего все-таки начать говорить об «Интерстелларе» (да, в российской локализации не стали переводить название как «Межзвездный», что, как я считаю, было правильным решением)? Думаю, прежде чем начинать разговор об «Интерстелларе» от непревзойденного режиссера Кристофера Нолана необходимо понять и принять тот факт, что эта картина изначально была построена таким образом, чтобы о ней говорили, спорили, пересматривали и продолжали дискутировать о ней снова и снова. Это не разовое или, как принято говорить, «проходное» творение выдающегося мастера и непререкаемого таланта. Да и вообще вряд ли хоть одна картина Нолана является таковой, разве что, может быть, недавняя кинолента «Дюнкерк», которая не то, чтобы очень, как принято говорить, «зашла» российскому зрителю (в отличие, однако, от западных). Но сейчас разговор не о творчестве Кристофера, а о конкретно данном фильме. Фильме, который, я повторюсь, каждый примет по-разному, но главное - примет, а не пропустит мимо как какой -нибудь средний блокбастер формата «Аполлона 18».

Итак, для начала рассмотрим сюжет картины, который знакомит нас с Землей будущего, покрытой пылью, грязью и кукурузными полями. Угроза полного вымирания нависла над человечеством, и именно кукуруза (почему-то именно она лучше всех прижилась в новых условиях) стала основным продуктом питания. Вся остальная еда быстро кончается, а на создание продуктов с более стойкими к вымиранию свойствами уходит слишком много времени. Именно поэтому профессия фермера стала в мире основной, а любая другая наука становится все более бесполезной. На фоне всего этого нам и представляют главного героя картины. Это бывший пилот НАСА Купер, который ведёт фермерское хозяйство со своей семьёй в американской глубинке, страдая не только от неурожая и пыльных бурь, но и от того, что теперь его профессия бесполезна - он прикован к земле, когда душа просится в небо. Помимо этого, дочь Купера по имени Мёрф так же не может уживаться с новыми стандартами в школе, ведь ее отец учит дочь «правильной» науке, а не нововведениям, которые переворачивают историю с ног на голову, утверждая, что все технические достижения 20 века были никчемными (такие как МРТ или космические корабли) - бывшего пилота и инженера вызывают к директору за то, что его дочь показывала в школе картинки, иллюстрирующие высадку Аполлона 11 на Луну. Новые учебники утверждают, что подобного не было. Купер отказывается учить Мёрф по новым стандартам, из-за чего ее отстраняют от занятий. Более того старшего сына Купера не отправляют в колледж, объясняя это тем, что у него недостаточно баллов и что миру сейчас нужны фермеры (глупые и необразованные, как в последствии тонко подмечает Купер). Все это выглядит довольно удручающе (в контексте так же было сказано, что как раз из-за упадка технологического прогресса умерла жена главного героя) - с первых минут начинаешь чувствовать то нелегкое положение, в котором оказалась планета, в частности и наш герой. А вскоре Купер и его дочь Мёрф узнают еще и том, что по факту человечеству осталось немного - Земля вскоре станет непригодной для жизни. Об этом им рассказывает руководитель секретной лаборатории НАСА профессор Бренд.

Однако не все так печально, как могло бы быть (а как иначе - не могли же создатели закончить на этом фильм - обязательно на полное уничтожение человечества ученые дадут свой контраргумент по его спасению, как и принято в подобном роде кино). Бренд вместе с многочисленными коллегами обнаружили на орбите Сатурна червоточину в пространстве, которая позволяет переместиться в другую галактику. Профессор полагает, что проход открыла некая сверхцивилизация в целях спасения человечества (впоследствии оказывается, что он ошибался). Надо так же упомянуть, что из-за того, что население Земли вынуждено выживать в условиях сокращающейся производительности сельского хозяйства, космические полёты официально объявлены нецелесообразной тратой ресурсов. Поэтому экспедиции в рамках программы «Лазарь» (отсылка к библейскому Лазарю) были проведены в обстановке полной секретности. В точно такой же секретности профессор предлагает Куперу возглавить следующую экспедицию - по ту сторону червоточины исследователи обнаружили несколько звёздных систем, планеты в которых могут быть пригодны для жизни (важно отметить, что сама суть экспедиции  основана на реальных научных работах физика-теоретика Кипа Торна, согласно которой черные дыры – это пространственно-временные тоннели, ведущие в другие галактики и соответственно другие миры, один из которых может оказаться пригодным для жизни людей). С тяжелым сердцем и слезами на глазах Купер все же оставляет свою семью и отправляется в космические дали – спасать человечество.  

С данного момента картина кардинально меняет и тон повествования, и стилистику, и манеру подачи информации – все. С этого момента ты входишь в кинематографический экстаз, который не отпустит уже до самых титр.  Поэтому его важно смотреть на самом большом экране, который передаст всю красоту картинки (хорошее звуковое сопровождение тоже важно – музыка в этом фильме играет не меньшую роль, поэтому Dolby Atmos будет в самый раз). Фильм производит именно такое впечатление, какое, должно быть, когда-то произвел «Титаник» Джеймса Кэмерона или, например, «Звездные войны» Джорджа Лукаса. Эти фильмы в свое время произвели настоящий фурор, при этом они до сих пор остаются актуальными, они стали культовыми. Думаю, «Интерсталлар» ждет то же. Знаете, говоря о том впечатлении, которое производит фильм, я бы даже вспомнил про поезд братьев Люмьер, который просто шокировал парижан. По крайней мере на меня он произвел именно такое впечатление. Непередаваемое словами, вжимающее в спинку кресла, выворачивающее тебя наизнанку, заставляющее по-новому посмотреть на многие вещи, задаться такими вопросами, как, например, «А как бы поступил ты? Смог ли бы ты пожертвовать тем, чем жертвуют герои на экране?..». И это не просто пафос, которым пропитан любой голливудский блокбастер, нет, это действительно так – ты смотришь не на привычных бравых американских героев, которые уже так приелись за последние несколько лет, ты видишь обычных людей, которые не мускулами и собственной крутизной доказывают свою значимость, а умом, сообразительностью, а порой и простой человеческой эмоциональностью – никто не будет сопереживать бездушному и безликому персонажу.

Совершенно невероятное по своей красоте и необъятности изображение, потрясающий звук, магическая музыка Ханса Циммера, электризующие актерские работы. Все тут сделано на совершенно особом выдающемся уровне. При этом не скажешь, что фильм берет только своей технической стороной – ни в коем случае! Сценарий братьев Ноланов охватывает столько всего сразу, что постичь его в один присест просто невозможно. Научные теории, законы физики, до слез трогательная эмоциональная подоплека, уместный и вовремя облегчающий разум юмор (конкретно с юмором хотелось бы отдельно подчеркнуть, что он нестандартный – это не Дэдпул, не Мальчишник в Вегасе, нет, это довольно необычный и тонкий стеб над самим происходящем – да еще и в лице (или даже в интерфейсе) робота), философские вопросы и высказывания, вера и необычайное чувство чего-то волшебного. «Интерстеллар» буквально распирает от всего того, что вложили в него создатели. Захватывающий сюжет, построенный на постоянно повышающихся ставках, с глубокими вопросами, над которыми толком не успеваешь задуматься, будет идти от одного действия к другому, лишь на мгновение давая передохнуть зрителю. Поэтому в конце все это обрушивается на тебя словно гигантский снежный ком или цунами. Это вжимает тебя в кресло, не давая даже сразу встать. От ощущения, когда фильм заканчивается, перехватывает дыхание – как будто ты вместе с героями все еще летаешь там, в далекой и неизвестной галактике.  Лично я даже немного пустил слезу (как говорится, скупую мужскую) – настолько действие на экране поразило меня (хотя такое со мной происходит редко, чтобы фильм спер мое дыхание или образовал ком в горле). От этого даже становится грустно за судьбу фильма на «Оскаре» – всего 1 награда в номинации «Лучшие визуальные эффекты» (если б и за это не дали, то это было бы просто свинством со стороны членов академии). Хотя и этому, на самом деле, найдется объяснение. Все из-за сюжета, как бы это не казалось странно, учитывая, как я его только что похвалил. Стоит отметить, что третий акт фильма представляет собой нечто магически противоречивое, непонятное многим. Это то, что как раз и стукнуло по голове критиков, написавших отрицательные рецензии. И это как раз та самая дискуссионная часть, еще больше напоминающая о таких фильмах как «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, «Близкие контакты третьей степени» Стивена Спилберга и даже «Начало» самого Нолана. Это очень относительное философское мысли, которые многие просто не захотят или побояться исследовать, а другие будут расстроены недосказанностью и неясностью финала. Однако, возвращаясь к самому началу, это то, как фильм умышленно и был изначально построен - без ответов, без четких позиций, без границ дальнейшему воображению. Это нечто новое в кинематографе, то новое, что и пытались когда-то привнести в кино. Именно поэтому именно этот фильм Нолана некоторые назовут бредовым, многие критики не оценят его, а престижные премии, как я и говорил, не будут (точнее, уже не были) вручены.

В «Интерстелларе» даже с определением жанра нельзя быть точно уверенным, тут тоже придется немного подискутировать. Если все же пытаться определить «Интерстеллар» в какой-то жанр, то это будет не только выдающаяся фантастика, но и крайне напряженный триллер. Не только благодаря множеству очень насыщенных действием моментов, но и из-за того, как мастерски они сняты. Хойте Ван Хойтеместоит хочется отвесить поклон. Часто камера IMAX играет роль этакой GoPro, вывешенной за борт космического корабля или прикрепленной к скафандрам актеров. Получившиеся кадры не передать словами -  они одновременно реалистичны и фантастичны. Оправданы и натурные сложные и дорогие съемки (бюджет составляет порядка 165 млн. долларов). Пейзажи мест, куда Нолан отправляет зрителей вместе с главными героями, космически красивы. Поверить, что они нашли что-то подобное на планете Земля, практически невозможно. И весьма удачно в общую картину вливаются гипнотически очаровывающие визуальные эффекты (которые, как уже было замечено, даже привередливые киноакадемики одобрили). В фильме есть моменты, от которых захватывает дух без всякого 3Д. Вышедшая за год до данного фильма «Гравитация» так и вовсе со всей своей графикой, получившая целых 7 премий "Оскар", остается жалким пятном воспоминаний по сравнению со всеохватывающей грандиозностью «Интерстеллара», не говоря уже о в несколько раз более впечатляющем сюжете последнего. Кстати, вспоминая «Гравитацию», нельзя не провести некоторые параллели, которые отражают конструктивно разные взгляды на сам космос. Если «Гравитация» была своеобразным манифестом человечности, историей о том, что людям пора оставить космос и вернуться домой, на Землю, где им самое место, «Интерстеллар» — напротив, о том, как покинуть родную планету и вспомнить о заброшенных утопических идеях: найти и освоить то, что находится за границей человеческого зрения и мысли. Первая картина описывала космос как нечто страшное, то, что лучше так и оставить неизведанным. Фильм же Нолана придерживается принципиально другой позиции. Хотя да, в картине тоже присутствовали моменты, когда, казалось бы, зря герои полетели в космос, зря оставили свои семьи, своих друзей, свой родной дом, но они были даны лишь для того, чтобы напротив показать всю ошибочность такой точки зрения, которая движет «Гравитацией».  Если самый страшный момент в «Гравитации», когда и героиня, и мы вместе с ней испытываем максимальное давление — когда героиня оказывается в открытом космосе в свободном полете, то в «Интерстелларе» герой, попав в то же положение, испытывает нечто вроде катарсиса. Быть может, вновь отмечу, многим и не пришлись по вкусу мысли и идеи последнего, которые, возможно, оставляют на втором плане реальный мир, мечтая о новом.

За высокотехнологичными интеллектуальными фокусами «Интерсталлара», как в «Престиже», есть настоящая магия. Я бы даже сказал поэзия. Не случайно лейтмотивом через фильм проходит великолепное, пронизывающее душу стихотворение Дилана Томаса, которое цитирует старый профессор Бренд:

Не уходи безропотно во тьму,

Будь яростней пред ночью всех ночей,

Не дай погаснуть свету своему!

Хоть мудрый знает – не осилишь тьму

Во мгле словами не зажжёшь лучей –

Не уходи безропотно во тьму,

Хоть добрый видит: не сберечь ему

Живую зелень юности своей,

Не дай погаснуть свету своему.

А ты, хватавший солнце налету,

Воспевший свет, узнай к закату дней,

Что не уйдёшь безропотно во тьму!

Суровый видит: смерть идёт к нему

Метеоритным отсветом огней,

Не дай погаснуть свету своему!

Отец, с высот проклятий и скорбей

Благослови всей яростью твоей –

Не уходи безропотно во тьму!

Не дай погаснуть свету своему!

Могу заметить, что раньше я не слышал об этом стихотворении, но теперь оно одно из моих любимых.

Что можно сказать об актерской игре? Она не подводит – вот так просто и лаконично. Мэттью МакКонахи продолжает показывать свои безграничные теперь кажется таланты. С ним хочется углубляться дальше в космос, столько души и чувств он привносит на экран. Я бы с уверенностью сказал, что это его лучшая роль за всю карьеру (хотя «Оскар» он получил за «Далласский клуб покупателей», именно эта его роль запала мне в душу, да и в душу многим зрителям, как мне кажется). Хотя не только он, но и Энн Хэтэуэй, которая выдала пронзительную игру, совершенно неожиданно, если не превзойдя саму же себя из мюзикла «Отверженные», то уж точно не уступив. Однако при этом, как ни странно, но именно роль Хэтэуэй показалась мне наиболее бесполезной в сюжете – это как один из немногих минусов картины. Она нужна сценарию лишь для того, чтобы обсуждать куперовские идеи и иногда попадать впросак. Когда же нужно спасать ситуацию, Купер делает это в одиночку или с помощью корабельных роботов (кстати, их дизайн уникален – у него нет аналогов ни в жизни, ни на экране, и это просто потрясающе). Хотя да, в актерском смысле – Энн на высоте, претензий нет – ей сопереживаешь, за нее беспокоишься, но реально в самой миссии она не особо то и участвует – просто существует, бросаясь порой заумными речами. Джессика Честейн очень органично сочетает крутость характера с уязвимостью чувств. Марк Уолберг показал себя в новом амплуа – и знаете, довольно неплохо вышло. Смотря на его персонажа, ты действительно проникаешься к нему – да, может быть, не с самой лучшей стороны, но ты веришь ему, веришь, что его герой был в настоящем отчаянии, раз решился на такие поступки – ведь даже одна и з его первых реплик в фильме (после радостного плача) такова: «Дай Бог вам не узнать, какое это счастье — снова увидеть человека». Вот Кейси Аффлек абсолютно никак не выделяется – после его «Манчестера у моря» на эту его роль смотришь, как на жалкие начинания в актерском мастерстве, но зато Майкл Кейн – это по-прежнему превосходный Майкл Кейн, который уже стал некой визитной карточкой Нолана. Тоффер Грейс тоже был неплох – хотелось бы чаще видеть его в большом кино. Все остальные не то, чтобы не очень выделялись, просто их сюжетные арки чересчур малы, хотя даже за ними халтуры я не заметил.

Говоря о минусах картины, без которых, увы, не обходится даже легендарное кино, прибавляя к уже заявленному косяку с функциональностью персонажа Энн Хэтэуэй, обидно, что Ноланы за весь фильм ни разу не упомянули Россию и российскую космическую программу и не включили в действие ни одного неамериканца. Патриотизм патриотизмом (в последнее время уже и не обращаешь на это внимание), но спасение человечества не может быть национальным проектом, и прежде западные космические эпопеи такого размаха выкраивали местечко для «наших» - да даже в недавно вышедшем фильме «Живое» капитаном корабля сделали русского человека (пусть и женщину, не суть). А тут прям какое-то уныние от мысли, что мир вновь спасают американцы, что судьба человечества вновь была решена усилиями лишь одной нации (спасибо, что это хотя бы были, как я уже заметил, не типичные бравые американские воин) – вот это типичный штамп подобных фильмов (увы, но и «Интерстеллар» этого штампа не избежал).  Но радует то, что больше значительных минусов в картине я не заметил. Да, многие высказались бы по поводу того, что научная составляющая фильма довольно спорна (читая отзывы, вижу такие высказывания, как «бред», «с научной точки зрения такое нереально» и т.д.), но и с этим можно поспорить. О фильме положительно отзывались многие учёные, отмечая его достоверность. Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон похвалил фильм, заметив, что теория относительности ещё никогда так хорошо не была представлена на экране, и подверг критике только идею искать новый дом возле чёрной дыры. Футуролог Митио Каку назвал его «золотым стандартом для научно-фантастических фильмов». Так что даже с этим «Интерстеллар» справился на отлично.

Итак, подытоживая все вышесказанное, могу теперь уже с полной уверенностью сказать, что это фильм на долгие годы, фильм, который Кристофер Нолан может считать своей гордостью. В нем есть все – отличный и не банальный сюжет, хорошо прописанный сценарий, великолепная игра актеров, потрясающая съемка, завораживающая, красивейшая во всех понятиях картинка, пронизывающая душу музыка…Все, действительно все. Когда ты выходишь из зала (или даже просто при домашнем просмотре) чувство того, что ты чего-то не получил – его просто нет. Я обожаю творчество Нолана, но в любом другом его творении я при большом желании могу найти куда больше минусов. Да, выходя из зала, я был в восхищении и от Темного Рыцаря, и от Престижа, и от Начала, но ни один другой его фильм не поразил меня больше, чем «Интерстеллар», ни один другой его фильм не наполнен в полной мере всем тем, за что мы и любим творчество Кртстофера. Я считаю, что это пик его мастерства, его «Мона Лиза», его «Давид», его истинное «явление народу». Уверен, что он создаст еще множество великолепных работ, что обязательно получит свой долгожданный «Оскар», но именно этот фильм (пусть у него не самые высокие рейтинги среди его работ), именно «Интерстеллар» поставил режиссера в ряды лучших, в ряды величайших. Да, фильм не лишен некоторых минусов, но разве существует что-то идеальное? Не буду утверждать за всех, но как по мне, это лучшее, что случалось с кинематографом за последние десятилетия, для меня это бесспорный шедевр.  Это именно тот фильм, который показывает тебе что-то новое, что-то, чего ты раньше не видел, а это в современном кинематографе большая редкость. Да, в мире очень много хороших, качественный и даже отличнейших фильмов, но тех, которые можно действительно назвать шедеврами, не так уж и много. И именно поэтому «Интерстеллар» является одним из моих любимейших. Браво Кристофер, браво.


Читайте также
24 октября
19:05
Объекты Москвы
21 октября
23:45
Любимый объект в Москве: Царицыно
21 октября
23:40
Главное видео года