«Профессия наша идеальна»: Интервью с журналистом Алексеем Забелиным

«Профессия наша идеальна»: Интервью с журналистом Алексеем Забелиным

29 декабря
11:00

Алексей Забелин до 22 лет учился и работал по технической специальности, но в один момент он решил связать свою жизнь с медиа. Сейчас Алексею 33 года, и он активно развивается в журналистике. Был стажером в компании «Спорт.фм», редактором в РИА Новости, корреспондентом в ТАСС. Алексей Забелин также открыл свое интернет СМИ. Он поделился с нами о том, как же пришел в эту профессию.

- Как возникло желание стать журналистом?

- Мне с детства хотелось попасть в телевизор. Завидовал корреспондентам, которые в телевидении работают. В осознанном возрасте я выбрал эту историю, потому что хотелось славы и популярности. Хотелось кардинально поменять свою жизнь, что и получилось.

- То есть, если бы был выбор все изменить, то ничего бы не менял?

- Да, я по-другому бы не поступил.

- Получается, с детства была любовь к статьям, текстам?

- Мы в детстве с отцом ходили на футбол. Он мне подарил ежедневник и я стал следить за командой одного российского клуба. В ежедневник записывал всю статистику, описывал матч, реакцию зрителей. Я даже в школе пытался вести свою газету, но в итоге вышел только один выпуск и все.

- А какие трудности возникли на первых этапах?

- Сложно было найти свою нишу, в которой можно было работать и развиваться. Но я нашел свою стезю. Стал писать про спорт, про женский футбол. Месяца четыре я освещал матчи одного клуба. Следил за статистикой.

- Ну, как в детстве.

- Да, только на более серьезном уровне. Предложения стали объемнее и интереснее по содержанию. Потом повесил свое резюме, и мне написали РИА Новости. Пошел на собеседование, но сказали, не факт, что возьмут. А через три дня звонят и говорят, что могу приступать к работе.

- Получается, самое главное - найти свою стихию?

- Да, начать с чего-то, в чем ты разбираешься, что понимаешь. А потом двигаться в этом направлении, и тебя заметят.

- Вот вопрос от студентов 1 курса. Как мне искать стажировку? Везде требуют опыт работы, которого у меня нет.

- Есть стажировки у разных изданий. Они на сайте размещены. Издательства никогда не будут против лишних рук. Тем более практика в каком-нибудь хорошем издании поможет тебе в будущем. Тебя всему научат, обучат.

- Хорошо, значит, я могу в любое издание написать, и они мне ответят?

- Да, конечно. У многих на сайте даже написано: ищем студентов-стажеров в редакцию.

- Ну это именно текстовики, а на телевидении стажировки есть?

- Есть конечно. Но проблема в том, что на телек очень сложно попасть. Но все равно можно пойти стажироваться. Понятное дело не «Первый канал», но с «Москвой 24» можно договориться. Они набирают стажеров. В моем понимании лучше начать с того, что проще. Там уже развиться, и двигаться дальше. Лучше набраться базовых знаний, чем прийти в крупное место и не понимать, что происходит.

- Какие плюсы и минусы профессии ты нашел за это время?

- Начну с минусов.

- Их больше, да?

- Не то что больше, но они есть. Чтобы не казалось, что профессия журналиста идеальная, красивая. Ты же постоянно на каких-то мероприятиях находишься, пишешь статейки, ничего не делаешь. Как в фильмах, сидят, пьют кофе и размеренно пишут статью. Но на самом деле это не так. Периодически бывают события, выборы например, и ты все три дня практически не спишь. Ты находишься в каком-то полуобморочном состоянии.

- Постоянно проверяешь ленты?

- Ленты, другие СМИ. Куда-то ездишь. Ты находишься в постоянном напряжении. Это огромный стресс. Те же митинги, которые были в этом году. Это тоже был огромный стресс. Ты просыпаешься в восемь утра, приезжаешь в 10 утра на место сбора, стоишь весь день на улице. Ты стоишь вместе со всеми людьми. Тебе бы погреться, и то нельзя. Нужно постоянно все записывать. Руки мерзнут, все мерзнет.

- А ты справляться должен со всем?

- Да, конечно. Еще минусы - это ненормированный график — что-то может возникнуть в выходные, рано утром, поздно вечером. Ты не застрахован от того, что пошел на встречу с друзьями, а в этот момент что-то случилось.

- И ты должен уехать?

- Да, ты должен собраться, уехать и работать.

- Постоянный выбор между жизнью и работой?

- Ну кому-то удается это совмещать. Но я так и не научился. У меня то страдает личная жизнь, то работа. Еще минус - на самом первом этапе очень низкая заработная плата. Понятное дело, молодые журналисты, влюбленные в свою профессию готовы и за 20 тысяч идти работать, но на журналистике много не заработаешь.

- Нужно подрабатывать?

- Да, искать возможности дополнительного заработка. Некоторые, работая корреспондентом в одном издании, параллельно ведут телеграм-канал.

- Преподавателем работают?

- Да, это не такая профессия. Понимаем, что есть низкий уровень и очень высокий. Но чтобы дойти до высокого нужно очень много работать, много чем жертвовать. Не все справятся.

- Очень тяжело?

- Кто-то просто сдается и уходит в рекламу, SMM. К сожалению, журналистика тоже в последнее время превратилась в рекламу. И это минус. Конечно, не вся, но большая ее часть стала рекламой. Из плюсов — на определенном этапе наступает какая-то известность. Тебя показывают на каких-то мероприятиях по телевизору. Знакомства опять же — какие-то крупные издательства, спикеры, начинаешь с ними общаться. Но важно также понимать, что есть определенная грань. Есть рабочие отношения, а есть личные. Важно, чтобы работа не перетекла в личную жизнь. А то возникнет небольшой конфликт. Не все могут это понять.

- Надо уметь разграничивать?

- Да, конечно. Ну еще плюс: тебя зовут на всякие интервью. Даешь советы молодым.

- Опыт свой передаешь?

- Это интересно. Делишься своими знаниями, а кому уже это будет интересно, молодежь решит сама.

- Какой совет ты бы дал первокурсникам. Вот что нам делать сейчас?

- Менять срочно образование. Я прям серьезно говорю, если есть возможность, то поменять специальность. Потому что курс на факультете журналистики это, конечно, здорово. Но это хорошее гуманитарное дополнительное образование. Ни в коем случае не базовое. Умение хорошо писать это круто, но нужно уметь делать что-то руками. Если есть какая-то база в голове, то точно в жизни не пропадешь. Вот закроется СМИ завтра и что дальше?

- И тебе будет негде работать?

- Да, а то рынок переполнен. В качестве дополнительного образования - круто. Но можно на пальцах пересчитать журналистов с факультета журфака. Все в основном заканчивают исторические, экономические.

- А если параллельно с журналистикой курсы какие-то дополнительные проходить?

- Ну я все равно считаю, что нужно еще одно. Смотри, училась на журналиста, работаешь, и на заочке учишься по другой специальности.

- А если учиться на журфаке, то как лучше. Очно или заочно?

- Ну, журфак лучше заочно.

- Чтобы работать параллельно?

- Да, получать знания, умения и применять на практике. Тяжело в учении - легко в бою. У нас в вузах учат не совсем журналистике. Учат хорошей гуманитарной профессии. История литературы, история кино, философия. Ну понятно, что это для общего развития, но тебе это не пригодится в реальной работе.

- Также у нас есть естествознание. Оно включает в себя химию, физику, географию. Вот зачем мне это?

- Ну тоже для общего развития. Иначе мозг погрузится только в сферу медиа, и потом не вытащишь себя.

- Какие возможности тебе открыла журналистика?

- Возможность попасть в какой-то более высокий мир людей. Быть в авторитете перед кем-то. Что я знаю того-то, общаюсь с тем-то. Ты всегда в гуще событий. Вот собирались с друзьями и обсуждали те же митинги. Они спрашивают: Что? Как? А это точно было? Ну а я достаю телефон и показываю, как реально это было.

- Обладаешь огромным объемом информации?

- Да, постоянный поток. Из-за этого часто болит голова, но потом привыкаешь. Понимаешь, что нужно запоминать, а что нет. Пропускаешь лишнее.

- Получается, нужно с самого начала пережить это, а дальше легче?

- Да, потому что будет момент, когда на тебя обвалиться огромный поток информации и ты не поймешь, что с этим делать.

- Вот тоже сейчас каждый день езжу куда-то, и информация просто по голове бьет.

- Важно просто выкидывать ее из головы. Вот вечером приходишь, сидишь со стаканом чая и забываешь этот день. Ждешь следующий.

- Просто отдохнуть?

Отдохнуть мозгами. Но, к сожалению, работая в информационном агентстве, это сделать невозможно. Постоянно нужно быть в каком-то напряжении, в каком-то тонусе. Тяжело.

- Но надо выбирать.

- Понимаешь, когда у тебя отпуск начинается. Там день-два отдыхаешь, а потом начинается ломка по информационным поводам.

- Сам уже читаешь что-то, пишешь

- Даа, вот яркий пример. В этом году я был в Сочи, мы отмечали день рождение друга. Казалось, приехали на 3 дня, отдыхай спокойно. Мы прилетели в пятницу, а в субботу я просыпаюсь с мыслью, что мне чего-то не хватает. И все, захожу в Telegram, еще какое-нибудь информационное агентство. И начинаешь потреблять это все.

- Уже привычка появляется

- Уже с ума сходишь из-за отсутствия информации

- А чем опасна эта профессия?

- Опасно, когда ты находишься в гуще событий в неуправляемой толпе. Это страшно

- Ну митинг, например.

- Любое чрезвычайное происшествие. Начиная с митингов, заканчивая военными действиями. Ты не знаешь, вернешься ты с задания или нет. Я прекрасно помню, как представители правопорядка останавливали жестко журналистов. Это было обосновано. И та, и другая сторона была в стрессе. Я никого не осуждаю, но история такова.

- Опасно все это.

- Страшно, не понимаешь ничего. Можешь загреметь в отделение полиции, а потом сидеть 15 суток непонятно за что, можешь не загреметь.

- Это как повезет уже

- Да, но нужно соблюдать меры предосторожности. И делать то, что требует закон. Например, закон о митингах просит журналисту находиться в специальном жилете с надписью “пресса” и с пресс-картой. В таком случае, к тебе нет вопросов.

- А если такого нет?

- Если даже чего-то одного нет, то есть повод забрать

- А вообще, есть ли у этой профессии будущее? Или блогеры захватят интернет, и новости никто читать не будет.

- Нет, блогеры точно не захватят интернет. Это знаешь, как с YouTube-каналом. Все говорили, что телек умрет, но в итоге телевизор живет. Просто он показывает свой контент, а YouTube свой.

- YouTube - это больше развлекательная площадка, ее не будут воспринимать всерьез.

- Люди идут в интернет, когда надоедает эта серьезная информация. Будущее определенно есть. Журналистика - одна из древнейших профессий. Если без шуток, то журналистика будет жить. Она просто переформатируется

- То же самое с радио. Говорили, что оно умрет и будут только подкасты.

- Насчет радио, не могу ничего точно сказать. У меня был месяц стажировки на спортивной радиостанции “Спорт фм”, которая закрылась. Радио интересно послушать тем, кто в машинах, а отдельно нет. Где-то фоново будут включать.

- Даже чаще включаешь свою музыку.

- Но мне чем нравилось радио, что по телевизору показывают какое-то одно направление мероприятий, а по радио ты можешь услышать все что угодно. Тебе предоставят всю информацию.

- Там и экономика, и политика, и право.

- Да, поэтому все переформатируется, но не умрет.

- А был ли какой-нибудь переломный момент в карьере? Когда хотелось все бросить.

- Был, неоднократно. Он регулярно возникает.

- Выгорание?

- Да, конечно бывает. Хочется иногда забыть обо всем, как о страшном сне. Проснуться утром и понять, что ты какой-то менеджер среднего звена, но потом осознаешь, что нужно два дня выходных и все. Просто привыкаешь к этому.

- А как бороться с выгоранием тогда?

- Не читать ничего до обеда. Дай себе время отдыха. Люди сейчас помешаны на смартфонах, они постоянно что-то ищут. Не заходи туда. Если ты дала себе время отдохнуть, то иди гулять без телефона. Тебя не для кого нет. Отдыхаешь, приходишь в себя и возвращаешься в мирное русло

- Начинаешь опять писать и работать.

- Да.

- А эта профессия больше для женщин или для мужчин?

- Нет разницы на самом деле.

- Просто многие преподаватели говорят, что это мужская профессия.

- Нет, я знаю много девушек корреспонденток, хороших редакторов. Они прям пишут очень достойно и освещают события не хуже мужчин.

- Даже в спорте.

- Да, в спорте, например. Главное - занять свою нишу. Что интересно - туда и иди.

- Я постоянно пишу статьи, но как мне улучшить этот навык?

- Больше читать, больше смотреть тексты каких-то авторов, к которым ты стремишься. Некоторые авторы проводят свои лекции и курсы, на котором что-то рассказывают. Смотреть это.

- Получается, читать новости других журналистов.

- Читать тексты у какого-то издания и подмечать что-то для себя. Больше писать. Иначе не научишься. Больше текстов- лучше качество

- Просто мне кажется, что я слишком серьезно пишу, хочу проще.

- Нужно показать какому-то грамотному человеку, чтобы он подсказал тебе, куда расти. Например, я до сих пор придерживаюсь мнения, чем текст проще, тем лучше. Меньше деепричастий, сложных слов. Грубо говоря, пишем для детей. Большинство не будут разбираться в сложных словах и конструкциях

- Также сокращения лучше не писать.

- Конечно, в скобках расшифровываешь. И по размеру лучше писать не больше 2 абзацев. Это идеально, потому что люди больше не читают. Большие тексты, например, репортажи, уже дольше читать. Это надо сесть в метро и спокойно читать.

- Ну или кому интересно событие, тоже будут готовы читать большие тексты.

- Да, я вот не очень понимаю, когда начинают осуждать большие тексты. Они интереснее. В них больше смысла, но не все готовы к такому

- А есть ли журналисты, на которых ты равняешься?

- Есть пару журналистов, на которых я вырос. Это Сергей Минаев и Антон Красовский. Так получилось, что Антон Красовский сейчас работает на Russia today и по понятным причинам, он не всем нравится. У Минаева мне нравится подача, как он разговаривает в новостях. Красовский всегда интересно брал интервью. Оно полезно для исторического понимания события. Они мне прям очень нравятся

- Надо будет познакомиться с ними тоже. А какие есть планы на ближайший год?

- Ну мы сейчас активно развиваем свое информационное медиа. Пишем текст в телеграме, и на сайте новости публикуем. Но необходим качественный скачок. Для этого нужна команда, съемки, реклама. Выпуск уникального контента, которого сейчас мало.

- Нужно просто увеличить команду.

- Да, еще нужно увеличить спикеров, чтобы понимать куда двигаться дальше. Тут два варианта: оставаться мелким СМИ, которое будет находиться где-то на плаву, либо сделать качественный скачок, который поможет закрепиться.

- Сейчас в планах больше развития своего СМИ?

- Да, сейчас больше технические планы на самом деле. Я не бросаю писать тексты, но приходиться заниматься административной деятельностью тоже

- Получается, немного изменил нишу.

- Да, но не по собственной воле. Если бы я хотел, то никогда бы не сделал этого. Но жизнь заставила. Надо немного изменить подход к некоторым вещам, а никто кроме меня этого не сделает

- Это правильно. А журналистика — это творческая профессия? Или есть какие-то стандарты, которые нельзя нарушать?

- Есть этика, которую нельзя нарушать. Но, а так, творческая профессия. И то, только у авторов больших текстов.

- В коротких не успеешь проявить свой стиль?

- Да, в коротких технику оттачиваешь. Никто не увидит твой подход. Например, то что делает редакция Пивоварова*, это круто, здорово. Очень интересно. Здесь прям творчество, интерпретируют сухие факты.

- Но творчество больше у телевизионщиков, текстовики через обороты могут это сделать.

- Текстовики отличаются, конечно. Другая подача.

- А где лучше развиваться: радио, телевидение или текст?

- Начать лучше с текста. Ты структурируешь базу, понимаешь алгоритмы все. А на радио и телевидении эти навыки пригодятся. Главное - готовиться. Без подготовки ты ничего не сделаешь. Тебе надо к определенной теме готовиться. Например, новость, что в Москве выпал снег. И все знают, что службы к этому не готовы. Они ждали похолодание в другое время. А ты пишешь про это, узнаешь все тонкости.

- Да, например вчера было очень холодно в Питере, новый рекорд за много лет.

- Да, хорошая история. Мониторишь это все.

- Хорошо, спасибо большое за интервью, было очень интересно пообщаться!

- Да, не за что. Если нужны будут какие-то дополнения, то обязательно пиши.

- Хорошо, еще раз спасибо.

Вывод: по мнению Алексея журналистика - опасная профессия. Нужно быть готовым ко всему. Постоянный стресс, ненормированный рабочий день, отсутствие личной жизни. Минусы профессии совпадают с выводами теоретиков, например, с Прохоровым. Также Алексей считает журналистику дополнительной профессией, а не главной. Это спорный момент. Кто-то считает по-другому. Если говорить про опасность профессии, то мнение совпадает с теоретиками. Журналисты попадают в гущу событий. Они должны стоять на холоде и записывать ключевые моменты происшествия. Несмотря на все факторы должны работать.

Работать в СМИ лучше сначала как текстовик, ведь это основа. Пока не научишься грамотно писать, то о телевидении и радио речи идти не может. Ну а также важно выбрать свое направление: политика, культура, спорт, общество и т.д. Мнение Алексея во многом совпало с теорией журналистики, но, конечно, есть и различия. Все-таки теория и практика - разные вещи.

*СМИ, признанное иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ 


Читайте также
08 марта
10:00
От революции до букета тюльпанов: как мы начали отмечать Международный женский день
11 декабря
19:15
Рецензия на фильм «Немая Ярость» 2023
02 ноября
19:00
Позитивное мышление: так ли оно лечебно?