Китайский кинематограф в контексте политических трансформаций

Китайский кинематограф в контексте политических трансформаций

В этой статье я постараюсь как можно подробнее рассказать про китайское кино, как оно развивалось, что на него влияло, какое влияние оно оказывало на людей.
15 октября
18:40

Существует предположение, что первоначально кинематограф в Китае рассматривался как вид древнего искусства театр теней, поэтому кинофильм по-китайски называется «электрические тени». Кино способно рассказать нам гораздо больше, чем кажется на первый взгляд: культуру страны, её атмосферу, идеологию, режим и т. д., поэтому так важно уделить ему должное внимание, чем мы и займёмся прямо сейчас.

Первые китайские кинокомпании: «Лянхуа», «Тяньи», «Минсин». Тогда в тренде были фильмы про боевые искусства, фольклор и жизнь рабочего класса. Тогда на экранах можно было часто увидеть обычного человека, зарабатывающего себе на жизнь честным трудом, он, как правило, гордился этим и не допускал даже мысли о том, чтобы получить деньги не честным путём.

Долгое время фильм «Долго и счастливо» считался утерянным. В нём можно увидеть несколько необычных для нас деталей: первое, что бросается в глаза, — это грим актёров, потом мы можем заметить ручную съёмку и довольно долгую для того времени продолжительность фильма - 2.30 часа!

С приходом к власти коммунистов начинается исход кинематографистов, многие перебираются в британский Гонконг, в 1948 году на экраны выходит «Весна в маленьком городе». В нём мы видим, что страна только отошла от войны, но ввязалась в другую, а главная героиня- супруга больного человека, который совершенно ничего не делает. Фильм показывает не только физический, но и духовный упадок страны. На что стоит обратить внимание: всё рассказывается от лица женщины, главная загадка фильма- чем болен её муж. Сделан акцент на чувствах главных героев, хотя в последующих фильмах это делают редко. Гонконгская академия признала этот фильм лучшим, но режиссёр, Фэй Му, не дожил до этого момента.

1665988804_origjpg.jpg

В 1958-1962 годы вышло более 30 картин, хотя за пять лет до такого «скачка» вышло почти в 2 раза меньше - 14. Власти начинают использовать кино в политических целях, появляется новый герой - рабочий, он или она делают всё, чтобы партия или страна стала лучше. В кино показывают, как люди добровольно работают, не жалея сил, однако в реальности всё было наоборот: женщин заставляли трудится насильно, они часто были вынуждены оставлять своих детей, людей без подготовки отправляли на производство стали, где они часто получали серьезные травмы. Мотив фильмов тех лет — люди приносят себя в жертву, чтобы работать на благо партии. Новый образ героя того времени — это самоотверженный и в меру мечтательный работяга, который не покладая рук трудится на благо идей Мао Цзэдуна. Активно прославляются достижения в сфере народного хозяйства.

В 1963 году идеологи ввели новые руководящие принципы для кинопроизводства, а именно «принцип трёх прорывов», которые определяют главного героя — исключительно положительного персонажа. В этом же году Департамент пропаганды КПК и Министерство культуры маркировали десятки лент, подлежащих общественной критике. В список вошло около 400 фильмов. Классическая кинематография почти перестала существовать.

Постреволюционное кино

В нём нашли свое отражение пострадавшие, мечтавшие о чём-либо люди, которые не смогли прожить жизнь так, как хотели. Появляется «кинематограф шрамов» - направление в китайском киноискусстве, с помощью которого авторы восстанавливали в коллективной памяти многочисленные шрамы, оставшиеся на теле нации в результате событий культурной революции. Одной из самых известных картин о «шрамах» является фильм 1986 года «Поселок Фужун» режиссера Се Цзиня. Потеряв родителей во время революционных чисток 1960-х, режиссер чудом сумел избежать участи многих коллег по цеху и остался жив, а после стал снял картину о жертвах политических репрессий среди обычных граждан.

В 1982 году из академии одновременно выпускаются Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ и Тянь Чжуанчжуан - троица, которая определит вектор развития китайского кино на десятилетие вперёд. В 1984 выходит «Желтая земля» - высказывание о борьбе прошлого с настоящим. В фильме пытаются примирить новое со старым, но есть посыл двигаться дальше. Это был прорыв для киноязыка.

В 1990-ом авторское кино испытывало сразу несколько трудностей. Протесты на площади Тяньаньмэнь в 1989-м фактически наложили табу на любое высказывание, в котором прослеживалась бы критика партии или текущего положения в стране. Были созданы: конец «Эпохи героев», Се Фэй и «Чёрный снег», Цзя Чжанкэ и «Воришка». Из-за того, что цензура в кино усилилась, люди были вынужденно нанимать неопытных актеров и снимать без специальной техники, чтобы создать такое кино, которое хотели. В картинах того времени рассказывают о людях, которые не вписываются в общество, о маленьких и лишних людях. Главный герой пытается понять, кто он, что случилось с его страной, и старается приспособиться к новому миру.

Презентацию подготовил Китайский клуб ИСАА МГУ «CHINASIUM»


Читайте также
22 января
14:00
Лекция «Китайский Новый год» в Культурном центре ЗИЛ
21 января
13:00
"Как удивительно рифмуются судьбы поэтов" или коротко о жизни И. Одоевцевой и Г. Иванова
20 января
13:00
Искусство Высокого Средневековья