Исторические памятники как новые точки притяжения: Мнение экспертов форума «Наследие»

Исторические памятники как новые точки притяжения: Мнение экспертов форума «Наследие»

Пленарная сессия под названием «Старая новая история: исторические памятники как новые точки притяжения» прошла на IV Молодёжном форуме «Наследие» в НИУ ВШЭ. Эксперты-архитекторы, реставраторы и  урбанисты обсудили возможности пересмотра концепции исторических памятников и внедрения их в повседневную инфраструктуру города.

27 ноября
18:45

Источник:

Чтобы полностью реализовать потенциал культурных памятников, их включают в социально-экономическую деятельность города. В таком случае историческим зданиям не только гарантирована полная реставрация, но и обеспечена новая жизнь в культурной среде города. С помощью специальных программ по устойчивому развитию исторических территорий, памятники архитектуры становятся рабочими пространствами, арт-кластерами и общественными точками притяжения. Непросто приспособить здание с многовековой историей под потребности современного города. Но в Культурном центре НИУ ВШЭ собрались эксперты, которые готовы проиллюстрировать этот тезис наглядными примерами зданий и культурных объектов в Москве. В обсуждении задействованы:

  • Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы;
  • Кирилл Ильичев - исполнительный директор компании-девелопера ООО “Бецкой”;
  • Евгений Якубовский - директор по девелопменту компании Vos’hod;
  • Наталья Душкина - архитектор, историк архитектуры и градостроительства, специалист по охране культурного наследия, преподаватель МАРХИ, куратор архитектурных выставок, преподаватель Ре-школы;
  • Виталий Стадников - архитектор-реставратор, руководитель RobotArtchitects, доцент ВШУ НИУ ВШЭ
  • Анастасия Малько - архитектор, градостроитель, член международного совета по сохранению культурных памятников ИКОМОС (Германия) 

Модератор сессии: Андрей Елбаев - урбанист, блогер, преподаватель магистерской программы “Управление проектами территориального развития” РАНХиГС

Идея сохранения культурного наследия знакома Высшей школе экономики уже давно. Помимо подготовки специалистов в подобной области, университет непосредственно поучаствовал в реставрации одного из памятников в центре Москвы ー дома Дурасова, особняка XVIII века. Сейчас это строение включено в комплекс учебного корпуса ВШЭ на Покровском бульваре (Покровский бульвар, д. 11). Вместе с сохранением исторической кладки университет не дал зданию стоять бесцельно: теперь по нему, как по части исторического атриума ежедневно проходят сотни студентов. Также в их распоряжении восстановленная мраморная лестница ー функциональный объект и фотозона для любителей винтажа. Но главная “жемчужина” исторического дома сейчас обозначена корпусом А. Здесь находится ректорат. 

Продолжая тему сохранения культурного наследия, студенты НИУ ВШЭ создали полноценную VR-экскурсию по Покровке, где любой желающий 24/7 может ознакомиться с интерьерами бывшего дома Дурасова (в том числе и недоступном для посторонних посетителей корпусом А).Но сегодня в этом зале разговор не только о здании на Покровском бульваре. Москва создаёт огромное количество новых точек притяжения, в том числе на базе объектов культурного наследия. Всего в городе около 8000 исторических памятников. Ежегодно около 100 объектов культурного наследия реставрируются. Сейчас в работе проекты по реставрации 500 объектов. Но по мнению руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, самых значимых объектов с новыми призваниями и смыслами пять.  

1. Парк Горького 

Сейчас это главный центр притяжения москвичей и гостей столицы. Ежегодное число посетителей парка приближается к 30 миллионам. Буквально 15-20 лет назад парк не был настолько привлекательным. Но в 2011 году в его жизни случился переломный момент - его посещение сделали бесплатным. Таким фактом сейчас мало кого удивишь, но в 2011 году это стало настоящим событием в культурной жизни Москвы. Масштабные работы по садово-парковому благоустройству, зоны бесплатного WiFi, лекции, тренировки и занятия в формате open-air, - всё это сейчас доступно москвичам в Парке культуры и отдыха.

2. ВДНХ

До 2014 года эта масштабная выставка напоминала огромный торговый центр с полным отсутствием концепции и согласованности. Сейчас же на территории отреставрированы 23 объекта культурного наследия, в 15 продолжаются работы, 6 из которых смогут принять москвичей уже к концу этого года.  

3. Фудмолл “Депо”

Здесь располагается одно из старейших трамвайных депо. На месте полузаброшенной территории комплекса возле станций метро “Белорусская” и “Новослободская” после сложнейшей реставрации расположился крупнейший в Европе гастрономический квартал. 

4. Северный речной вокзал

Один из символов Москвы и ворота северного речного направления открылись для туристов только в 2020 году. Из полностью закрытого аварийного здания территория преобразилась в транспортный хаб и точку притяжения гостей. Сейчас здание полностью отреставрировано, а окружающий его парк благоустроен по современным стандартам. 

5. ГЭС-2

1639238179_2jpg.jpg

Безусловная звезда этого года. Отреставрированный промышленный объект теперь станет культурным кластером с библиотекой, кафе, ресторанами и насыщенной просветительской программой для гостей. Открытие новой точки притяжения состоится 4 декабря. По предварительным расчётам, ГЭС-2 будет принимать до 750 000 туристов ежегодно.

В топ Алексея Емельянова вошли большие комплексы и кластеры. Но  штрихи на культурной карте города создаются и с помощью объектов поменьше. Так, по мнению Алексея, нельзя недооценивать культурную значимость остановки “Красностуденческий проезд” у парка Дубки.  Это старейший в Москве трамвайный павильон. 6 лет назад эта достопримечательность была под вопросом: стоит ли признавать полностью заброшенную на тот момент остановку объектом культурного наследия или нет? Сейчас же культурная ценность остановки вне сомнений - по итогам 2018 года она стала лидером по количеству экскурсий. 

Кирилл Ильичев активно участвует в реставрации Московского императорского воспитательного дома (Китайгородский проезд, вл. 9/5). Это один из главных символов имперской России. Воспитательный дом в своё время стал одним из самых масштабных каменных строительств России (в 1764 году). Над проектом трудился всемирно известный архитектор Карл Бланк. 

Изначально здание задумывалось как многофункциональное. Первый воспитательный дом в России, объект-исток для школы балета, Дом Труда во времена СССР, больница во времена Великой Отечественной Войны, - за время существования Московскому императорскому воспитательному дому выделялись различные титулы и обязанности. Этот объект уникален: помимо архитектурных особенностей и истории, он может похвастаться прототипами беби-боксов. Во времена Российской Империи ими служили сторожки. 

1639237919_4jpg.jpg

Несмотря на близость к Кремлю (он находится всего в 5 минутах пешком) и культурную значимость, последние 90 лет объект был полностью исключён из городской повестки Москвы.  Но в 2021 году объект решили переосмыслить и отреставрировать. После реставрации объект полностью откроют для города. Здесь разместятся выставочные помещения, кафе и рестораны. Сейчас у объекта запланировано четыре  чёткие функции в городской жизни. Он станет отелем, помещением для ритейла, торговым и образовательным центром. 

Евгений Якубовский, представитель компании Vos’hod, заинтересован тем, чтобы придать объектам культурного наследия новые функции, в том числе отличные от старых. Евгений рассматривает кейсы переосмысливания подобных объектов в мире. Так, парижский Музей д’Орсе когда-то был вокзалом, лондонская галерея Tate Modern - электростанцией (похожий путь у московской ГЭС-2), а Гамбургская филармония - это вариант включения в городскую жизнь бывшего склада. В России тоже есть примеры культурного переосмысления - «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. 1639238202_6jpg.jpg

Работа с историческими зданиями хороша, прежде всего, тем, что у подобных объектов привлекательное положение в городской среде. Часто такие достопримечательности находятся прямо в центре города. Помимо локации, проекты по переосмыслению исторических зданий получаются яркими и полностью интегрированными в городскую жизнь.  Но Евгений не забывает упомянуть о сложностях и вызовах таких проектов:

  1. Процесс приспособления к повседневной городской жизни у таких объектов проходит намного сложнее. Это связано с их статусом. “Объект культурного наследия” подразумевает то, что многие элементы (в том числе материалы окон, элементы фасада, кровли, перекрытий) должны оставаться неизменными. Это делает работу сложнее и дороже.
  2. Как следствие, подобная работа стоит дороже и требует дольше времени. Проекты с этапа “чистого поля” сдаются гораздо быстрее, так как делаются с нуля. Тут же при наличии основы и желании её обновить и переосмыслить работа идёт не так быстро.
  3. Не стоит забывать и об удобстве будущего здания. Зачастую в старых зданиях (особенно если говорить про переосмысленные объекты) отсутствуют важнейшие коммуникации: вентиляция, система кондиционирования. Слабая электропроводка тоже  немало усложняет задачи.
  4. Отсутствие в таких зданиях предусмотренной парковки. Этот факт может сказаться на коммерческом успехе реставрационного проекта, независимо от функции здания. При работах в таких зданиях необходимо предусмотреть определённое количество парковочных мест, иначе проект рискует навредить жизни города (стать причиной пробок) или не раскрыться в полную силу. 

Особое внимание Евгений уделяет проекту Центрального телеграфа (Тверская  улица, д. 7). В последнее время огромное здание (154 000 м2) использовалось как  набор офисных помещений. Но площадь и непосредственная близость к Кремлю заставляют задуматься о новых смыслах и возможностях этой территории. Аргументом в этих размышлениях становится и огромный внутренний двор  здания (3500 м2), который сейчас не используется. По новому проекту двор откроют для горожан. В само пространство бывшего здания телеграфа добавят ещё и социально полезные функции.

Здание спроектировано таким образом, что оно подходит под современный тип планировки “open space”. Это большая удача для реставраторов, потому что в здании сможет комфортно разместиться любой арендатор. В здании Центрального телеграфа высокие потолки (8 метров) - ценные с точки зрения эстетики, но сложные в практическом использовании. Также в новом проекте предусмотрена парковка - без неё в современном мегаполисе никуда. Она будет подземной. Возле въезда на паркинг планируют обустроить амфитеатр.

Наталья Душкина смотрит на осмысленную реставрацию зданий с позиции архитектора и специалиста по охране культурного наследия. Новая парадигма наследия, о которой она говорит, как раз заключается между сохранением и развитием культурного наследия городов. В проектах переосмысления исторических памятников сейчас опираются на четыре фактора: экономику, экологию, социальную сферу и культуру. 

1639238222_7novoejpg.jpg

Важно при реставрации здания учитывать понятия “подлинность” и “ценность”. Эти понятия - не абстрактные. В мировом сообществе уже выделены 6 критериев подлинности: замысел, материалы, функция, мастерство исполнения, окружение памятника = пространство вокруг и ощущения от него, техника и традиции исполнения.

Роль архитектора в таком пространстве напрямую зависит от этих факторов. При работе с историческими памятниками важно уметь восстанавливать контекст времени, в котором они были построены, правильно его интерпретировать, проследить память места и его ценность и выявить уникальные черты объекта культурного наследия. Важно рассматривать в здания и в текущем контексте города. Наталья рассказывает о случаях Соловецкого архипелага и первого французского дома из стекла. Эти два случая абсолютно полярны по последствиям. Если будущий музей на Соловках приспособили под окружающий контекст (не без помощи мирового сообщества), то концепцию дома, полностью пронизанного солнцем, уже не спасли. Рядом с этим объектом новые девелоперы построили стадион, который буквально “влез” в окна и заполнил собой пространство, которое предназначалось солнечному свету. Поэтому при реставрации пространств очень важно учитывать их положение в современном городе.

Виталий Стадников (специалист по работе с памятниками конструктивизма) отмечает масштаб вклада профессиональных способностей Натальи в сохранение памятников архитектуры. Конференция, которую она организовала в 2006 году, помогла привлечь внимание Правительства Москвы к разрушению памятника конструктивизма. На  этой конференции специалисты по сохранению культурного наследия смогли доказать: конструктивизм и русский авангард тоже нуждаются в реставрации и сохранении. После этого московские власти перешли от борьбы с памятниками конструктивизма к их сохранению.

Фабрика-кухня завода им. Масленникова в Самаре - будущий филиал Третьяковской Галереи. Бывшая фабрика-кухня при оборонном заводе выполнена в форме серпа и молота. Этот проект один из первых реализовывал идею конвеера на советских фабриках-кухнях. В центре “молота” изготавливали еду, а далее по конвеерным линиям доставляли её в столовые, которые располагались в “серпе”. Изначально здание строили в по канонам конструктивизма, затем перестраивали в соответствии со сталинскими требованиями. А в 90-х здание превратилось в постройку, обшитую рейкой.

1639238062_8jpg.jpg

Сейчас фабрика-кухня находится на реконструкции. Реставраторы решили обратиться к изначальному облику здания (1932 год). Часть облика была утрачена в довоенные годы из-за перестройки здания. Но до наших дней сохранились ажурные железобетонные конструкции, напоминающие работы дореволюционного периода. 

Историческую ценность памятника оценили не сразу: в 2008 году здание решили снести. На его месте собственник планировал построить многоэтажный офисный центр. Но при помощи международных организаций российские архитекторы и неравнодушные граждане провели несколько акций с требованием сохранить фабрику-кухню. От образа полуразрушенного сарая концепция здания пришла к образу известного (в том числе за рубежом) пострадавшего шедевра.  Акции продолжались около двух лет. После наступил период застоя: собственник не собирался оставлять начатое дело. Здание снова пытались разрушить. Но позже (при активном участии Виталия) фабрику-кухню признали архитектурным памятником. Для реконструкции разработал план, по которому здание должно было стать центром современного искусства. БОльшая часть центра по проекту доступна посетителям бесплатно. Здесь должны были разместиться лектории, медиатеки и другие образовательные пространства.

 За реставрацию взялись под именем Третьяковской галереи в 2018 году. Исторические интерьерные материалы удалось сохранить и воссоздать, потому что технологии производства советских стройматериалов ещё не утрачены. Сейчас фабрика-кухня снаружи уже выглядит как восстановленное здание. Перед зданием сделаны площадь и два сквера: Сквер борцам (на основе уже существующего памятника) и Сад баланса. В Саду баланса с помощью природных материалов отразили следы Завода имени Масленникова в жизни Самары. Растительность здесь появляется на останках постиндустриального ландшафта. Это своеобразное пространство памяти.

Последний спикер сессии, Анастасия Малько, поделилась европейским опытом реставрации зданий. В одном из новых не центральных районов Дрездена (Äußere Neustadt) проектировщики задумались о расположении новых точек притяжения. Изначально стоит отметить, что этому району повезло: он практически не пострадал от войны и полностью сохранил пространственную структуру и основной фонд зданий. План кардинальной реконструкции, который подразумевал снос исторических зданий, этот район не затронул.

Будущие точки притяжения (их ещё называют импульсами развития) разделили на постоянные (места) и событийные (мероприятия). Всего точек выделили пять. Местами стали “Пассаж искусств”, фасады зданий и креативные места для молодёжи. “Пассаж искусств” известен благодаря своей инсталляции “Музыка дождя” и концепции, по которой посетители Пассажа проходят через 5 дворов, выполненных в различных стилях. Фасады зданий в этом районе стали холстами для уличных художников. А креативные места естественно влились в инфраструктуру города, потому что исторически Äußere Neustadt было много художников, театралов и творческой молодёжи. Это частично студенческий район, где молодых творцов любят и уважают. 

1639238091_11jpg.jpg

Из мероприятий в  Äußere Neustadt точками притяжения назвали Фестиваль света и танца и Фестиваль квартала. Как и сам район, эти мероприятия отличаются креативностью местных жителей. На улицы выходят театралы с импровизациями и постановками, горожане делают светящиеся фонарики и украшают ими улицы.

Этот район не стал бы таким привлекательным без традиционных спутников реставрации: инвесторов, продумывания точек притяжения, сохранением архитектурных памятников. А главное - в Äußere Neustadt городские власти и местные жители смогли договориться. Совместными усилиями они сделали пространство, которое позволяет самовыражаться и при этом находится под защитой государства. 

На пленарной сессии спикеры и организаторы постарались отобразить разносторонние подходы к сохранению архитектурного наследия в России и мире. От московского ВДНХ до дрезденского Äußere Neustadt архитекторов и реставраторов объединяет одна мысль: бороться за культурное наследие можно и нужно. Именно через диалог поколений и переосмысление пространств горожане приходят к осознанию ценности исторического наследия и культурного опыта. 


Теги: наследие
Читайте также
09 марта
10:15
Вдохновляющие лекции, которые стоит посетить: обзор лучших мероприятий марта
04 марта
14:10
Идеальные места для фотосессии: лучшие локации на 8 марта
07 ноября
10:00
«Красные крестины» и «плач о Ленине»: как советские власти пытались приручить фольклор