Когда в середине XIX столетия феминизм начал обретать популярность, еврейские женщины не остались в стороне. Наравне с представительницами других религий и национальностей они вели активную борьбу за эмансипацию. И, несмотря на то, что гражданских прав удалось добиться, положение женщин в религиозных общинах оставалось подчинённым. Читайте в данной статье, что же такое еврейский феминизм и за что он борется сейчас.
Прежде чем говорить о проблемах, с которыми борется еврейский феминизм, справедливо было бы более точно обозначить их положение и рассказать о статусе женщин в иудаизме.
Ещё в библейские времена еврейские женщины пользовались большей свободой и уважением, чем представительницы некоторых других народов. Они имели своё имущество, а их честь охранялась особым законом, тяжко карающим за изнасилование. Отдельно стоит сказать о женщинах, упомянутых в Библии: среди них не только матери и жёны, но и судья, т. е. правительница еврейского народа, – Девора, пророчица – Мириам, и национальные героини – Эсфирь, Юдифь.
Талмуд и средневековая раввинистическая литература более четко определили положение женщин в обществе и несколько расширили их права. Так, например, согласно галахе, т. е. иудейскому праву, судебные иски от женщин разбираются раньше других тяжб, а закон о левиратном браке, согласно которому вдова должна выйти за брата умершего мужа, был смягчен.
Ещё одно неоспоримое право еврейской женщины — передача её национальности ребёнку при вступлении в межнациональный брак. Мужчины у евреев подобной привилегии не имеют.
Несмотря на ряд прав, положение еврейских женщин всё равно оставалось зависимым. И в 1960-70 годах феминистки предприняли первые попытки уравнять положение полов в рамках религии.
Тогда они боролись за право изучать Талмуд и участвовать в жизни синагоги наравне с мужчинами. Девушки из иудейских феминистских сообществ желали иметь право составлять миньян, т. е. собрание не менее чем из десяти мужчин, необходимое для синагогальной службы, и возможность занимать более значимое положение в общине.
Вместе с этим остро встали юридические вопросы: девушки просили о правах выступать в суде в качестве свидетелей и расторгать брак по собственному желанию, поскольку только муж мог подать на развод.
В иудаизме много течений, и каждое из них имеет свой взгляд на женские права. Так, в реконструктивизме и реформизме – более либеральных течениях – желание женщин принимать полноправное участие в жизни синагоги быстро получило положительный отклик: уже в 1970-х им разрешили быть раввинами.
Представители консервативного иудаизма отнеслись к этой тенденции прохладно, однако согласились приобщать женщин к миньяну, если на это согласен раввин конфедерации. В получении высшего религиозного образования женщинам поначалу отказывали, однако уже в 1985 году Эми Эйлберг стала первой женщиной-раввином консервативного течения.
Идеологи ортодоксального иудаизма, т. е. его наиболее строго течения, требования феминисток не принимают до сих пор, однако общественный резонанс 1970 годов не прошел бесследно: девочки из ортодоксальных школ теперь получают всестороннее образование, для женщин открываются йешивы, т. е. высшие религиозные учебные заведения, а в большинстве общин отмечается бат-мицва – праздник в тринадцатый день рождения девочки, когда она становится обязанной соблюдать заповеди; мужской, более древний, вариант называется бар-мицва.
Что касается правовых ограничений — в ортодоксальном иудаизме они до сих пор существуют. Женщины всё ещё не могут быть свидетелями в суде и подавать на развод без согласия мужа, а если женщина не получила гет, т. е. разводной документ, то она не может права повторно выйти замуж. Также у ортодоксов до сих пор практикуется халица — обряд, который когда-то заменил левиратный брак.
Стоит отметить, еврейский феминизм, как и любой другой, бесконечно разнообразен. Проблемы, поднимаемые женщинами, варьируются в зависимости от религиозного течения, политических взглядов и места жительства.
Сейчас умеренные движения активно занимаются проблемой домашнего насилия и пытаются договориться с представителями религиозных судов по вопросам бракоразводных процессов. Представительницы радикальных движений считают своим долгом продолжать феминизацию религии. Они создают женские молитвенные группы, стараются больше рассказывать о библейских героинях в синагогах, требуют права носить талит – элемент религиозной одежды – и произносить вслух молитвы у Стены Плача. В 1990-х некоторые еврейские радикальные феминистки, например Маргарет Венинг и Паула Реймерс, стали считать Бога женщиной и начали печатать молитвенники с местоимениями женского рода.
Считать феминизм положительным или отрицательным явлением — каждый вправе решать сам. Стоит только помнить о его многогранности: среди еврейских феминистских движений существуют умеренные, радикальные и даже экстремистские. Деятельность последних чаще всего освещается в СМИ, вызывая негативную реакцию общества. Однако не стоит забывать и о положительных изменениях, которых добились феминистки.
Автор: Емельянцева Варвара
Шеф-редактор: Кузнецов Александр