С 1 декабря в AZ MUSEUM открывается выставка, посвященная 90-летию художника - нонконформиста Анатолия Зверева. О новой экспозиции и творчестве “русского Ван Гога” расскажет Алина Крендюкова
Новая экспозиция в AZ MUSEUM посвящена 90-летию Анатолия Зверева, которого по праву называют “русским Ван Гогом”. Выставка объединила около 140 живописных и графических работ, многие из которых впервые представлены публике. Полотна художника были отобраны из собраний коллекционеров и музейных хранилищ со всего мира.
Анатолий Зверев - советский художник-нонконформист, представитель второй волны русского авангарда. Его творчеством восхищался сам Пабло Пикассо, его работы находятся в частных и музейных коллекциях по всему миру, а их, на минуточку, более 30 тысяч, и это только известные искусствоведам полотна. Не имея академического художественного образования, Анатолий Зверев выбрал своим учителем в мире искусства Леонардо Да Винчи. Главные работы художника можно увидеть на выставке “Я люблю Зверева” в AZ MUSEUM - галерее, названной именем творца.
Работы из частных коллекций предоставили Наталья Опалева, Сергей Александров, Мара Курцер, Андрей Тимохин, Давид Гольдферт и Игорь Маркин. Выставка завершает серию проектов, посвященных юбилею художника, таких как “Зверев и шашки. Checkers party”, “Майская ночь или Утопленница” и “Анатолий Зверев. Здесь должен быть лес”.
На первом этаже зрителей встречает коллекция бизнесмена Сергея Александрова, который начал интересоваться Зверевым с 1995 года. В его собрании около 470 работ творца, на выставке представлены “Надо опохмелиться”, “Автопортрет” (1979 г.) и “Купальщица”. Особое внимание уделяется серии иллюстраций, посвященных повестям Гоголя: “Шинель”, “Портрет” и “Невский проспект”.
“После того, как мы увидели эту графику, мы сказали: “Это шедевр! Такого быть просто не может!”. Мы открывали иллюстрации к Гоголю, находили архивы, которых никто не касался. Анатолий Зверев проиллюстрировал всего Гоголя и сделал это так, как ни сделал ни один художник - это лучший иллюстратор Николая Гоголя. Они выстроены не в хронологическом порядке - так, как расположил их Зверев, так мы их и показываем вам” - Наталья Волкова, координатор выставочных и издательских проектов, главный хранитель AZ MUSEUM.
На выставке представлена новая анимация к “Шинели”, которая была сделана специально для проекта “Я люблю Зверева”. Куратор выставки Полина Лобачевская показала картины в огромных рамах, будто эти обрамления пришли прямо из собраний коллекционеров. На выставке также представлен последний автопортрет Зверева, который он нарисовал за пару часов до смерти - эта работа была выставлена в Третьяковской галереи и сейчас находится в AZ MUSEUM.
На втором этаже собрание Давида Гольдфрета, в которое вошли уникальные супрематические полотна Зверева и знаменитый “Автопортрет в соломенной шляпе”. Цепляют взгляд зрителя картина с символическим названием “Тайная вечере”, “Пейзаж с церковью” и “Всадница” из собрания Марка Курцера. Особое место на выставке занимают работы из коллекции Натальи Опалевой - генерального директора AZ MUSEUM, в собрании которой находится около 1400 работ художника.
Экспозиция охватывает все периоды творчества художника - от самых ранних работ до последних дней. Такое наполнение выставки создает особое погружение в мир Зверева: зритель касается его авангардных портретов, точных иллюстраций и нежных пейзажей. Отличительной чертой творчества художника является авторская работа с маслом - густые мазки краски Зверев наносит на полотно, создавая невероятные портреты. Их сложно расшифровать приблизившись к картине, однако анализируя работу издалека, можно в полной мере насладиться изяществом линий.
Название выставки выбрано неслучайно: на третьем этаже галереи представлен одноименный фильм режиссера Елены Лобачевской, который был подготовлен специально для этого проекта. В кинокартине представлены интервью с почитателями творчества Зверева, художниками, коллекционерами, героями картин и друзьями. Все они повторяют одну фразу - “Я люблю Зверева”. Этими словами пропитана вся экспозиция, ведь в каждой работе, в каждом мазке чувствуется трепетное отношение художника к героям полотен.
Интересны не только работы художника, но и его личность: много удивительных историй рассказывают герои документального фильма о жизни Зверева. Его визиты очень любили друзья, ведь они знали, что у творца всегда найдутся интересные байки из художественного мира. Известны случаи, когда полотна были написаны за считанные минуты при помощи горчицы и кетчупа. Исследовать его натуру и творчество можно бесконечно - десятки тысяч работ, множество из которых до сих пор находят в домах у обычных граждан. Картины Зверева нередко пытаются подделать и продать за большую стоимость, но настоящие искусствоведы всегда смогут отличить истинный почерк художника.
Работы творца находятся в Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Музее актуального искусства ART4.RU, Государственном Историческом музее, Новом музее в Санкт-Петербурге, Музее Джейн Вурхис Зиммерли, коллекции Нортона и Нэнси Додж, Рутгерском университете, Музее современного искусства США и в частных собраниях в России и за рубежом.
“Человечество вечно суетится, пока у него есть время… Но иногда кому-то из нас удается остановить наше неугомонное и ненасытное в делах суеты внимание. И тогда мы оказываемся во власти живописи. Она прекрасна, как сказочная принцесса…” - Анатолий Зверев
Автор фото: Алина Крендюкова