Походы в театр кажутся нам особым культурным времяпрепровождением и удовольствием, которое может себе позволить далеко не каждый. Выбраться из дома в театр хотя бы пару раз в месяц - уже большая удача, в то время как несколько веков назад спектакли были чуть ли не единственным доступным развлечением.
Прототип современного театра - придворный театр (он существовал при дворе знатных людей) - впервые появился в Италии. Дело в том, что раньше комедии и трагедии игрались на специальных площадях под открытым небом, и лишь в 16 веке театр переехал в закрытые помещения со сложными механизмами. Над декорациями постановок стали трудиться известные скульпторы и художники: во время спектаклей могли меняться полы и потолки, двигались стены, использовались вода, песок, потоки воздуха.
К примеру, художник Бернини однажды решил изобразить в своей трагедии одно из наводнений, от которого пострадал Рим. Для этого он создал реку, текущую у стены. В кульминационный момент пьесы река вдруг выходила из берегов и огромная волна выплескивалась на зрителей. Когда публика начинала кричать, сверху опускался железный занавес и не давал воде обрушиться на головы тех, чей ужас быстро сменялся восторгом.
А еще во время спектаклей актеры в основном импровизировали, поэтому никто не догадывался, чем все закончится. Самая большая власть была у зрителей: своими криками, улюлюканьем и недовольными вздохами они могли менять сюжет и даже выгонять “плохих” актеров. Кстати, почти всегда актеры выходили на сцену в масках, поэтому собравшиеся сразу узнавали таких типичных персонажей, как, например, Пьеро и Арлекин.
В Испании театры тоже пользовались огромным спросом, и, даже несмотря на то, что цены за вход на представления не были высокими, владельцы собирали настолько крупные суммы, что стали содержать больницы и приюты. Постепенно театры сформировали особый социальный конструкт - можно сказать, они превратились в Tinder барокко. Европейцы стали ходить на спектакли с целью знакомства, у женщин вообще появилась специальная ложа, в которой они ожидали приглашения на свидание. Все романтические переговоры происходили с помощью языка фруктов: если мужчина кидал даме апельсин и получал его обратно, значит, можно было рассчитывать на знакомство. Если же вместо апельсина прилетал лимон, мечтать о дальнейшем общении было бессмысленно.
В 17 веке стали набирать популярность бродячие труппы, которые состояли в основном из преступников и беглых монахов. Самые талантливые коллективы, несмотря на очень сомнительный состав, получали звание “королевских трупп” и радушно принимались почти во всех городах Испании. Жизнь без театра невозможно было даже представить, вероятно, и потому, что он вместил себя и “воскрешающую” функцию. Он подарил второй шанс тем, кто однажды оступился.
Увы, “золотой век” театра давно прошел. В эпоху телевидения и кино театральное искусство уже не кажется чем-то незаменимым, но оно все еще сохраняет культурный шарм и творческую притягательность. Так давайте же ходить в театр чаще!