Здравствуйте, вам к Федору Михайловичу

Здравствуйте, вам к Федору Михайловичу

Именно так при входе в зал каждого зрителя приветствуют билетеры. И действительно мы заходим к Ф.М. Достоевскому в гости.

27 сентября
14:50

Источник: Елизавета Желудева

Автор фото: Елизавета Желудева

В спектакле “Достоевская. Сны Анны” Театра МОСТ представлен один Достоевский и шесть Анн. Мы знакомимся с каждой - от Анны Григорьевны, вдовы, до Неточки, 20-летней девушки, - а фигура писателя остается неизменной стараниями актера Дмитрия Чурикова.

Обратный отсчет. Путешествие по жизни великого русского писателя начинается с конца. Сначала не уловила ход мыслей Георгия Долмазяна о том, почему Достоевский в самом начале уже в гробу. Но как хорошо, что режиссер приступил к рассказу с другой стороны, и в завершение спектакля зритель преисполнился милой встречей Достоевского, уже состоявшегося писателя, и стенографистки Неточки Сниткиной. А не ушел забитый мыслями о смерти…

«Я хотел сделать “Идиота”. Очень люблю этот роман. Начал уже придумывать инсценировку. И тут мне Мила Денева, наш сценарист, предлагает развернуть историю с Достоевским на 180 градусов. Я мгновенно согласился. Ну, кто бы еще рискнул сделать спектакль про реального человека, а не выдуманных героев? И мы тут говорим о Достоевском!» - поделился во время вступительного слова режиссер Георгий Долмазян.

Самая старшая из Анн первой появляется перед зрителями. Она уже вдова и в спектакле предстает автором воспоминаний. Вера Семенова, исполняющая эту роль, ни разу не сходит со сцены, наблюдает за совместной жизнью Федора Михайловича и молодой Ани, реагирует. Когда мы уже утопаем в прошлом, Анна Григорьевна возвращает нас в настоящее, произнося пару строк. Потом ее лицо темнеет, и на сцене снова разворачиваются события былых времен - когда Достоевский был еще жив.

Работа Веры восхищает. Ее Анне Григорьевне уже больше 70 лет, а сама актриса еще очень молода. Если высматривать морщинки на лице Веры, то их не так много. Не стали накладывать старческий грим. Актриса и без него прекрасно перевоплотилась в женщину, которая на десятки лет старше ее самой. Было бы правильнее позвать для этой роли пожилого человека? Возможно. Но не так интересно было бы наблюдать.

Пластика точна была и у Дмитрия Чурикова, представившего Федора Михайловича Достоевского. По одной походке и одышке можно понять, что писатель сильно болен. Однако голос слегка смутил на первых порах. Хотелось переключить на другую волну - менее выразительную и более проникновенную. С течением времени привыкаешь к сделанной старине в голосе, но если бы Дмитрий разговаривал на своих тонах, я бы больше верила.

Наиболее трогательным персонажем для меня оказалась 24-летняя Анна в исполнении Ларисы Любимовой. Образ, которые создала актриса, как нельзя близко отразил тот, который у меня был в голове до просмотра спектакля. Люблю, когда человек так легко и воздушно передает самые тяжелые минуты жизни своего героя. Сцена с родами, а потом и с потерей маленькой Сонечки сложны для восприятия, но Лариса отыграла в них так, что было приятно смотреть. Ты понимаешь, что так в жизни и происходит. Никаких адских криков или выдавленных слез - все по существу. Все гениальное просто, и наоборот.

Внешняя историческая картинка передана замечательно. Отдельный поклон художнику по костюмам Юлии Бутяевой. Во-первых, каждый образ подходит своему герою: бежевый тренч - Достоевскому, жилетка - Анне Григорьевне, фартучек - горничной, шляпка-котелок - Эмилии Федоровне (жене старшего брата Достоевского). Во-вторых, одежда имеет запах того времени. Нет, пахнет не стариной, а именно XIX веком.

Музыка гармонично вплеталась в сюжет. Молодой композитор Александр Климашевский, чьи способности Мила Денева оценила в спектакле МХАТа “Месяц в деревне”, будто вторил актерам. Музыка жила, подстраивалась под момент, вела дальше.

Хорошо, что театры берутся за инсценировку жизни таких людей. Непростой материал, много философских подоплек, однако по итогу вышла интересная история о мужчине от женского лица. И кто расскажет о мужчине лучше, если не его любимая женщина?

Елизавета Желудева Елизавета Желудева
Елизавета Желудева Елизавета Желудева
Елизавета Желудева Елизавета Желудева

Читайте также
12 апреля
11:00
«Жизнь, обреченная на вечное изгнание»: в Доме Высоцкого состоялась премьера спектакля «Игра на двоих.(Крик)»
11 апреля
07:20
Все грызут яблоки в Театре на Таганке: о чем спектакль «Свадьба»
31 марта
21:30
Театральное волшебство 2024: ночь, которую мы запомним