В Театре им. Ермоловой прошла открытая репетиция нового спектакля «Заречные». Студенты ГИТИСа мастерской народного артиста России О.Е. Меншикова с режиссёром Андреем Маником осваивают драматургию нашего времени. Труппа представит постановку по мотивам пьесы Серафимы Орловой «Заречные материалы» в декабре. Впервые о ней услышали в 2020 году на фестивале драматургии «Любимовка», и теперь молодые актёры готовы показать мокьюментари на сцене.
Внимание зрителя в первой сцене сосредотачивается на мертвеце. Небольшая комната, в которой мама в исполнении Полины Романовой рассказывает свою историю. Митинг 2020 года и непослушный сын (Никита Клещёв), мечтающий изменить будущее России. Десятки тысяч недовольных граждан, оказавшихся холодной весной в центре Самары, и там же – ребенок героини эпизода. После столкновений с полицией и стачек молодой человек умирает, а через год оказывается у подъезда матери. Будучи мертвецом, он не теряет надежды на перемены в России и мечтает о революции, как и другие погибшие. «Мы делаем революцию без боли и криков», - девиз живых трупов. И если сначала кажется, что последняя фраза – оксюморон, а сюжет больше похож на фантастический триллер, то с течением времени мокьюментари раскрывает вечные проблемы жизни.
Восставшие оппозиционеры из Самары представляют Комитет Учредительного собрания, который намерен идти до конца. Его главная задача – помочь людям в свержении власти мягкими способами. Мертвецам нечего бояться, и в этом их сила: самое страшное – смерть – позади. И пока живые мучают их вопросами, что же будет после смерти, а восставшие наотрез отказываются отвечать, глава оппозиции трупов в исполнении Никиты Клещёва утверждает: революция, на которую не способны живые, уже наступила.
После этого утверждения начинаются выступления мертвецов. Ведущий знакомит зрителей с каждым мертвецом, который совершил подвиг. Среди усопших оказываются настоящие герои: они противостоят инстинктам и насилию, способны любить и отвечать за свои поступки, слушать и слышать друг друга. Почему честность, искренность и ответственность превращаются в великие поступки? Способен ли на такое обычный, живой человек?
Спектакль напомнил о пьесе Александра Блока «Двенадцать». В центре обоих произведений представлены Учредительные собрания, власть к которым должна перейти после революции. Лейтмотивы пьес отражают политическую нестабильность, страх за будущее. Однако если Александр Блок использует образ восстания против действующей силы в негативном ключе, показывая «крушение старого мира», то режиссёр Андрей Маник демонстрирует свержение власти как спасение. Схожи пьесы также оказываются и в плане цветописи: используются чёрный, белый и красный. Все тона символичны и отражают настроение мира перед государственным переворотом. Напоминают о «музыке Революции» и костюмы мертвецов: они одеты в шинели, напоминающие о блоковских «двенадцать человек».
Спектакль завершается открытым финалом, по которому нельзя понять, обернётся ли успехом смена власти под руководством живых трупов. Неоднозначный конец постановки заставляет зрителя задуматься: Будет ли счастливой Россия после революции? Что нас ожидает, если госпереворот случится? Будет ли та самая «республика живых»?