Мастерская Народного артиста РФ Сергея Яшина выступила на сцене Учебного театра ГИТИС со спектаклем «Красный смех» по мотивам произведений Леонида Андреева. Это компиляция нескольких рассказов, повестей и пьес автора: «Тот, кто получает пощёчины», «Тьма», «Рассказ о семи повешенных», «Жертва», «В тумане», «Нет прощенья», «Мысль», «Красный смех», «Памятник» и «Баргамот и Гераська». Премьера состоялась ещё 1 декабря прошлого года, однако актёры выступают со спектаклем и сейчас. Ближайший показ пройдёт 7 декабря.
Этот спектакль очень значим, поскольку в школьную программу произведения Леонида Андреева попадают редко. В основном современному поколению этот автор знаком по рассказу «Кусака» и кажется детским прозаиком. Однако на самом деле короткая жизнь писателя вместила в себя три попытки самоубийства, алкоголизм, трагические истории любви и участие в Октябрьской революции – гонения, аресты. Эти события отразились в творчестве классика недоверием к миру, скептицизмом, глубоким анализом действительности. Леонид Андреев считается одним из важных представителей литературы Серебряного века и признан Максимом Горьким, Александром Блоком, Антоном Чеховым. Проблему значимости творчества писателя и его таланта поднимает рассказчик в исполнении Алексея Кручинина. Так начинается спектакль.
В первой сцене появляются все актёры в роли цирковой массовки. Создаётся ощущение праздника – раздаётся шум от веселья и танцев собравшихся. Но всё прерывают выстрелы. Неожиданно появляются клоуны Тили (Илья Виногорский) и Поли (Полина Кугушева), и начинается представление. Приём контраста обостряет восприятие происходящего на сцене: резкие переходы от комизма к трагизму настораживают зрителя. Поначалу кажется, что перед нами лёгкий фарс, однако следующие сцены раскрывают глубокие вопросы философской тематики.
Лейтмотивом спектакля становится тема смерти. На протяжении всей постановки действующие лица сталкиваются с кончиной: казнь, самоубийство, гибель на фронте. Эпизод из «Рассказа о семи повешенных» наиболее ярко отражает человеческое отношение к смерти. На лицах действующих лиц изображены смятение, испуг, досада, у кого-то даже ступор. Как относится к смерти Муся в исполнении Анны Пик? Меняется ли отношение Вернера (Александр Солдаткин) к людям? Что думает в последние минуты Василий (Илья Виногорский), к которому перед казнью не приходит попрощаться родной отец?
Не менее глубокой становится сцена из произведения «Жертва», где конфликт разворачивается между матерью и дочерью. Будучи одинокой вдовой, Елена Дмитриевна в исполнении Анны Яцковой заполняет своё сердце любовью к жениху дочери Таисии (Марины Барниковой). Но после неоднократных попыток очаровать Мишеля (Александр Кречетов) идёт на отчаянный шаг – самоубийство. По мнению матери, денежная компенсация за смерть от падения под поезд гораздо больше даст Таисии, чем трудности с устройством одинокой вдовы, не умеющей ничего делать и обеспечивать себя необходимым. Насколько оправдана смерть героини? Верное ли решение - самовольный уход из жизни?
Кульминационным эпизодом становится сцена из одноимённого «Красного смеха», где доктор в исполнении Александра Солдаткина видит раненого (Артём Анашкин). «Я узнал его, этот красный смех. Я искал и нашёл его, этот красный смех. Теперь я понял, что было во всех этих изуродованных, разорванных, странных телах. Это был красный смех. Он в небе, он в солнце, и скоро он разольётся по всей земле, этот красный смех!», - произносит врач на фронте Русско-японская войны. Эти страшные полтора года сражений, которые не принесли победы России, но покалечили тела и души военных, отзываются в названии повести и спектакля. Оправданы ли изуродованные и окровавленные улыбки солдат? Их сумасшествие после ужасов, с которыми довелось встретиться лицом к лицу? Насколько часто сейчас мы слышим «красный смех»? И есть ли спасение от него?