Представьте себе пару, которая состоит в браке вот уже 15 лет. И вдруг случается несчастье: муж теряет память и жена становится для него абсолютно чужой женщиной. Сначала может показаться, что сюжет до банальности прост: супруга изо всех сил пытается вернуть любимому его воспоминания. Однако потом выясняется, что женщина что-то скрывает. Атмосфера накаляется и действие превращается в настоящий детективный роман.
Именно об этом спектакль “Амнезия” на Новой сцене театра Ермоловой, который исполнили студенты ГИТИСа (мастерская О.Е.Меньшикова, 4 курс) под эгидой режиссера Ивана Рубцова. За основу спектакля взята пьеса современного французского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта “Малые супружеские злодеяния”.
Главной декорацией сцены и пространства являются яркие бумажные стикеры. Именно они в интерпретации выпускников театрального института должны помогать герою вернуть воспоминания. На них записаны и факты из жизни, и крылатые выражения мужчины.
Крошки – это слезинки хлеба, который страдает, когда мы его режем.
Если опустить взгляд ниже, то на полу можно заметить ещё одну деталь - белую черту, разделяющую сцену на две части. Слева находится территория мужа, справа - жены, не позволяющей к ней приблизиться. Что же произошло между ними в тот вечер до потери памяти?
Жиль - мужчина лет 40, писатель детективных романов. 15 дней назад он очнулся в больнице после удара головой. Врачи разводят руками: амнезия - нередкий случай с такими травмами. Сначала Жиль в исполнении Ивана Анненкова предстаёт перед нами растерянным и пугливым, словно ребенок. Он крайне подозрителен и недоверчив к информации, которую он узнает от жены о себе и об их совместной жизни. Её слова больше напоминают картину об идеальном муже, которого она хотела бы видеть на месте Жиля: домосед, который не ревнует и сам не даёт для этого повода, хорошо рисует, любит шоппинг и чайные церемонии.
Лиза - художница, замужем за Жилем уже как 15 лет. Видно, что героиня, которую исполняет Полина Романова, горячо любит своего мужа, хотя периодически ревнует к молодым девушкам. Именно неугасающие чувства и сомнения в верности разрушают изнутри саму Лизу. Она начинает тайно пить крепкий алкоголь и прячет бутылки в книжном шкафу, где их случайным образом находит Жиль.
Иногда перед супругами возникают тени их прошлого (Милена Черкес и Хасбулат Татаров), разыгрывающие то сцену их знакомства, то горячую ссору.
Вдруг из-за оговорки героя всплывает неожиданный факт: он с самого начала помнит все, кроме обстоятельств последнего вечера. Образ мужчины трансформируется на глазах. Из загнанной в угол жертвы он сам превращается в охотника, напавшего на след. Почему супруга не хочет говорить с ним о том, что произошло между ними в последний раз, и при чем здесь его книга “Малые супружеские злодеяния”, которую он так любит, а она ненавидит?
Лиза пытается оправдать свое пристрастие к виски несчастливым браком. По её словам, в тот вечер Жиль не упал с лестницы, как говорилось изначально, а пытался убить Лизу. Женщина почувствовала, что их союз исчерпал себя и хотела уйти от Жиля, но тот начал душить жену и ей пришлось отбиваться статуэткой.
Пораженный этой новостью герой порывается уйти из дома, но Лиза возвращает его со словами, что давно простила поступок мужа. Кажется, что наступило перемирие, и жена радостно собирается на ужин. Но здесь, как и в классическом детективе, нас ждёт ещё один сюжетный поворот: у Жиля вообще не было амнезии и он точно помнит, что это Лиза пыталась его убить.
После пятнадцати лет брака у нас в запасе только ложь, чтобы пробиться к истине.
Солгав о потере памяти, Жиль хотел послушать, что об их браке думает Лиза и почему она пыталась его убить. Одной из причин стала книга писателя “Малые супружеские злодеяния”, в которой, по мнению Лизы, муж описал его истинное отношение к их браку: супруги - это убийцы, которые по молодости объединяются против всех, а к старости пытаются убить друг друга. Страх, что брак ценит лишь она и муж уйдет к молодой сопернице, затуманил вместе с алкоголем разум Лизы, поэтому она ударила по голове мужа.
Амнезия - это не физический дефект, а слепота душ героев, которая привела их к конфликту. Эта ситуация вскрыла проблемы отношений, которые обросли бытом, холодностью, сомнениями и невниманием к чувствам другого. Пережитые вновь совместные моменты напомнили супругам о любви и терпении, с которыми они выстраивали брак все эти 15 лет. Жиль и Лиза проходят через “чистилище душ”.
В финале герои мирятся и решают дальше бороться за совместное счастье. Их сердца опять безгрешны и тянутся навстречу друг к другу, как при первой встрече.
Автор: Елизавета Желудева
Когда ты неосознанно ищешь в действиях актеров свою правду. Когда ты вдруг приходишь к очень неутешительным выводам насчет своей личной жизни. Когда ты наконец принимаешь решение меняться. Через такой нелегкий, очень личный путь прошёл зритель “Амнезии”.
Красота психологического театра заключается в том, что человек, наблюдающий за происходящим на сцене, лечится. Ему показывают семейную бытовуху, но с направлением, которое может двигаться как к хорошему финалу, так и к очень печальному. Обе концовки поучительны.
На сцене два человека в домашней одежде и босиком, минимум предметов и искра, исходящая то от одного героя, то от другого. На силе, направлении и наполненности этой искры держится сюжет. Спектакль Ивана Рубцова тихо кричит о постоянном существовании недоверия среди близких людей и громко просит не бояться влюбляться без памяти.