“Тогда зачем вы были со мной так нежны?” – “Это не я, это ночь нежна”

“Тогда зачем вы были со мной так нежны?” – “Это не я, это ночь нежна”

12 марта в Театре Луны состоялся один из самых известных спектаклей театра, его визитная карточка – «Ночь нежна», поставленный по одноименному роману Ф. С. Фицджеральда режиссером Сергеем Прохановым. В этом году спектакль празднует свой юбилей – 25 лет со дня премьеры.

14 марта
16:30

Источник: Автор фото: Анастасия Барыбина

«Ночь нежна» - пронзительная история, в которой соединяется глубокий психологизм и юмор, трагическое с элегическим, а серьезные сцены, заставляющие задуматься о проблемах, решение которых найти обыкновенному человеку не под силу, сплетаются с эпизодами роскошной беззаботной жизни на Лазурном берегу. Богатство идет рука об руку с пустотой, редкий ум и талант с моральным разложением, ясность ума с болезнью, иллюзия с реальностью. Однако главное остается неизменным – этот спектакль о любви.

Роман Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна» был оценен критиками едва ли не выше легендарного «Великого Гэтсби». Вероятно, автору удалось очень правдоподобно изобразить союз любви и болезни, потому что его произведение во многом автобиографично – жена Фицджеральда, блистательная американская писательница и танцовщица Зельда, была больна шизофренией, как и героиня романа Николь. Болезненный путь психотерапевта Дика Дайвера, отчаянно пытавшегося спасти любимую от приступов, которые убивали не только её, но и его самого, отчасти повторяет путь самого Фицджеральда. Действительно ли любовь способна вынести любые препятствия и есть ли болезнь, поражающая саму любовь? Главный герой разрывается между ролью врача и ролью мужа, между истинной любовью и тягостным моральным долгом, между истощенными после долгих страданий старыми чувствами и новой, едва наметившейся влюбленностью в молодую звезду Голливуда.

Роман Фицджеральда изобилует сюжетными линиями, ключевыми моментами и персонажами, что усложняет задачу театрального режиссера, а внушительное количество психологически значимых деталей и обширность проблематики делают постановку спектакля практически невозможной. Однако работа Сергея Проханова, безусловно, заслуживает внимания. Полосы тонкого тюля, свисающие с потолка, превращались то в морские волны солнечной Ривьеры, то в отельные шторы, то в больничные занавески в психиатрической клинике. Зрители в зале то смеялись с шуток харизматичного Дика Дайвера или с нелепой схватки комичного в своём тщедушии Эльберта Маккиско и солдафона Томми Барбана, то затаивали дыхание, следя за полными страсти любовными сценами, то многозначительно молчали, мысленно сострадая героям. Особый эмоциональный эффект достигался при помощи игры света – тёмные сцены чередовались со светлыми, а в зале то и дело бесконечно быстро мелькали холодные вспышки прожекторов.

Прекрасная игра актеров помогла в полной мере представить образ талантливого доктора Дика Дайвера (Максим Щеголов), обладающего добрым сердцем, обаянием, умением нравиться и гибким умом, но, к сожалению, не способного выдержать огромный натиск судьбы. «Я как Черная Смерть. Я теперь приношу людям только несчастье», - говорит он, оглядываясь на свою жизнь. Дайвер не в силах оставить свою жену Николь (Анастасия Терехова), но он не может надолго и накрепко связать себя железными обязательствами верного мужа, участливого доктора и сиделки одновременно. Их оборвавшаяся любовь со звездой картины «Папина дочка», прелестной, кокетливой Розмэри Хойт (Елена Захарова) привела к личному несчастью обоих – Дик ещё болезненнее осознал безвыходность ситуации, а Розмэри начала менять одного поклонника на другого, всеми силами пытаясь забыть того, кто никогда не будет принадлежать ей.

Невероятно драматичен мотив инцеста, проникающий сквозь тесное переплетение болезни и любви. Нездоровая ненормальная страсть разрушила психику и жизнь дочери миллионера Николь Уоррен. Интересна параллель образа отца у обеих женщин Дика Дайвера – название фильма, благодаря которому получила признание Розмэри, «Папина дочка», приобретает ужасающий смысл на фоне личной трагедии Николь. Спектакль заканчивается танцем отца и дочери – одетый в белый костюм мистер Уоррен танцует с Николь, также облеченной в белое. 

Автор фото: Анастасия Барыбина

Автор фото: Анастасия Барыбина Автор фото: Анастасия Барыбина
Автор фото: Анастасия Барыбина Автор фото: Анастасия Барыбина
Автор фото: Анастасия Барыбина Автор фото: Анастасия Барыбина

Читайте также
24 марта
01:45
Главное — выдержка: Театр на Таганке перелистал 104 страницы про любовь
20 марта
00:55
«Царь на Руси отныне Вы»: В Театре на Покровке состоялся показ экспериментальной постановки «Самозванцы»
19 марта
18:00
Главный «принц» Большого театра: блистательный путь Андриса Лиепы