Впервые высокая комедия Мольера была представлена публике в 1672 году. А 29 июня 2022 года ее премьера состоялась на театральных подмостках Школы драматического искусства. За эти 350 лет пьеса отнюдь не утратила своей комически колкой злободневности. Доказательство тому — зрительный зал под завязку и его долго несмолкающие аплодисменты.
Историю о глупости и тщеславии, наивности и зависти, хитрости и любви режиссер спектакля «Ученые женщины» Игорь Яцко обернул в разноцветную вуаль искрометного юмора, прекрасно-нелепых костюмов и невероятной энергии молодых артистов. И мы получили неповторимую, живую, по-настоящему актуальную пьесу. Сюжетная оболочка — история о том, как родственники юной Генриетты (Галина Селякова), влюбленной в Клитандра (Сергей Атрощенко), ставят на кон ее счастье в угоду собственным пустым амбициям, желая выдать бедную девушку за никчемного поэта Триссотена (Максим Бойко).
Перед публикой предстают чванливая посредственность, легковерная псевдоученость и искренняя любовь, отказавшаяся им подчиняться. Над всем этим возвышается местный «Тартюф» Триссотен — воплощение скудоумия и бездарности, которому, однако, склонны поклоняться столь же недалекие буржуа.
Но, по законам комедии, глупцы предаются осмеянию, и под всеобщий хохот и восторг острие сатиры лопает призрак «трижды дурака» Триссотена. Это поистине грандиозное зрелище, потому что, как точно было подмечено Игорем Яцко, «юмор, блеск фразы и неожиданность шутки — главные «спецэффекты» этого представления».
Чтобы сделать спектакль выразительным не понадобилось аутентичных декораций: хватило пары стульев, канделябра, ажурных музыкальных инструментов в лучших традициях барокко, чье «бутафорство», однако, ничуть не мешает на них играть, а еще… окон. И на глазах у зрителя каждая мелочь в огромном пространстве белоснежного зала пускается в ход. В разных частях сцены одновременно взаимодействуют не связанные по сюжету актеры, жалюзи поднимаются и опускаются в особенно драматические моменты, а на роскошно-фанерных скрипках и виолончелях играют, хотя и преимущественно беззвучно, но весьма выразительно, все кому не лень.
Этот внешний минимализм цветов и атрибутов с лихвой восполняется яркостью и незаурядностью костюмов и, конечно же, полной отдачей актеров — недавних выпускников Мастерской Игоря Яцко в Институте культуры и искусств МГПУ. Убедитесь в этом, зайдя в гости к «Ученым женщинам» в ШДИ, чтобы посмеяться, удивиться, задуматься и вновь посмеяться.