О том, как прошёл форум, мнение Шалвы Амонашвили и других экспертов из разных областей по этой проблеме, читайте в нашей статье!
В минувшее воскресенье на платформе крупнейшего образовательного интернет-проекта в России «Инфоурок» прошёл III Международный практический «Инфофорум» для педагогов и родителей по теме: «Буллинг в школе: как распознать и устранить».
Программа форума была невероятно насыщенной и включала в себя дискуссии и лекции от 20 ведущих экспертов в области педагогики и психологии, 7 часов уникального контента и общения и 8 сессий по самым разным вопросам.
Одними из самых ожидаемых были онлайн-встречи со следующими спикерами:
(Доктор психологических наук, академик РАО, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, лауреат премии Правительства РФ.)
(Семейный психолог, писатель, автор тренингов для родителей и специалистов. Лауреат премии Президента РФ в области образования 2002.)
(Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент и академик РАО, директор Центра образования №109, больше известного как «Школа Ямбурга».).
Буллинг — это одна из наиболее остро стоящих проблем современного образования.
Буллинг (английское слово) — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими).
Это явление было распространено раньше? Или это совсем новое явление для российских школ?
Шалва Амонашвили: «Конечно, это не новое явление, это всегда было, было и при советской власти, но тогда об этом не говорили. Может быть, чуть меньше было, потому что там еще действовали октябрятские, комсомольские, пионерские организации и они как-то сдерживали такие проявления. После развала СССР буллинг стал все больше и больше распространяться в школах. И сейчас проблема буллинга, действительно, всех очень волнует».
Об одностороннем взгляде на проблему.
Шалва Амонашвили: «Меня поражает исследование этой проблемы со стороны школьных психологов. Они исследуют эту проблему односторонне: исследуют психологию ребенка — что зарождает в них такое отношение к своему товарищу, почему дети объединяются в группы (их еще можно назвать асоциальными группировками), выбирают слабое звено и начинают потом издеваться над ним. И притом, это происходит длительно. Это происходит до того момента пока или это не закончится драматически, или даже трагически».
Буллинг — это новое слово?
Шалва Амонашвили: «Буллинг — это не новое слово, английское, но не новое. Я вот сейчас думаю, нужно ли нам было это «импортное» слово? Как будто это новое явление, поэтому и появилось новое слово».
О причинах проблемы.
Шалва Амонашвили: «Меня поражает, что школьные психологи ищут причину буллинга в самих детях, как будто именно они виноваты, что они группируются и начинают издеваться над кем-то. У детей есть большая страсть — объединиться. Именно поэтому они часто создают маленькие группировки. Эта страсть правда есть, но почему эта группировка, у которой есть такая страсть, должна направить усилия на унижение своего товарища? Почему? Вот это «почему», к сожалению, психологами не раскрывается. А ведь именно там находится лекарство для исцеления этого явления. Почему дети группируются именно на зло, а не группируются на добро? Вот это «почему» самый главный источник буллинга».
О рекомендациях.
Шалва Амонашвили: (продолжая предыдущий ответ) «Когда это объясняют, тут же психологи дают рекомендации. Так как само объяснение неправильное, то и рекомендации тоже получаются неправильными: надо это обязательно сдерживать, надо придать огласке, надо поговорить с детьми, надо расформировать группу, надо, надо, надо… иногда надо быть чуть милосерднее в отношении детей и т.д. Но эти рекомендации не срабатывают. Надо транслировать доброту, чтобы дети так же относились потом. Но эти понятия, повторюсь, никак не раскрывают суть буллинга».
Статистика: почти 70% учителей сталкиваются с буллингом, в работе 30% учителей это явление не возникает.
О педагогике.
Шалва Амонашвили: «В школе действует педагогика. Она должна действовать или нет? А что делает эта педагогика сейчас в школе? — Делает только одностороннее дело — обучает».
О провокаторе буллинга.
Шалва Амонашвили: «Мы сами провоцируем в детях буллинг. Как это происходит? Есть даже учительский буллинг. А мы с вами, дорогие мои коллеги, не получается ли так, что тоже сговорились как-то? Да, мы находимся врозь, кто в одной школе, кто в другой школе, каждый свое дело ведет, но мы внутренне едины. Едины в том, что мы ведем с нашими детьми авторитарные отношения, то есть силовые. Так сложилось, что в школах образовательный процесс стал силовым. Мы принуждаем наших детей: принуждаем домашними заданиями, постоянными экзаменами, этим ЕГЭ, вызываем родителей и т.д. Что это такое? Мы что, учителя, сговорились, чтобы вот так именно силовым подходом давить на наших детей? И они реагируют на все это: или пропускают уроки, или мешают нам на уроках, или у них становится мало интереса к учению, нам приходится часто повышать голос, тон, требовать от них, загружать домашними заданиями и т.д. Как будто это в пользу них, но получается во вред им, во вред их психике. И дети защищаются. Действительно, дети защищаются от своих авторитарных учителей. У них есть много способов защиты».
О буллинге со стороны взрослых.
Шалва Амонашвили: «Не создается мотивации, чтобы написать, например, сочинение, а только насилие. Если ты выдержишь нечто, тогда тебе пятёрка, не выдержишь — двойка. И получается опять насилие, то есть буллинг со стороны взрослых. Это и в семьях тоже происходит, когда мать с отцом вместе давят на своих детей и оба как будто сговорились против ребенка: не дадим, не пустим, нельзя, не трогай, не уходи, запрещаем. А это что? Как воспринимать ребенку вот это? Это тоже давление группы взрослых на детей. Практически, получается, что мы сами провоцируем это явление в школе. Не дети виноваты в этом. У детей, правда, есть страсть создавать свои объединения».
Что делать?
Шалва Амонашвили: «Давайте мы возьмем эту страсть и, вместо того, чтобы направлять свои усилия на зло, поможем им, чтобы это было направлено на что-нибудь доброе. Например, походы, объединяемся и едем. Друг другу помогаем, защищаем. Притом, надо устраивать опасные походы, чтобы было нужно кого-то защищать. Это не прогулки, парк. Вот такие походы, соревнования, спорт или игры какие-то, где нужно будет друг другу помогать, а не враждовать. Все это в наших руках».
О курении, наркомании и суицидах.
Шалва Амонашвили: «Вас не смущает, что дети курят уже с 3 класса, что каждый второй ребёнок пробует наркотики, что каждые сутки кончает жизнь самоубийством от 17 до 21 школьника? Эти явления идут из того же источника, откуда и буллинг».
Об авторитаризме в современной школе.
Шалва Амонашвили: «В современной школе действует авторитарный, силовой подход. … Дети обречены на наших уроках внимательно слушать, ничего не упускать, не оглядываться, не списывать ни у кого ничего и т.д. Вот эти ограничения вызывают в детях ответные реакции. Мы уже спровоцировали их: униженный, если будет возможность, будет унижать другого — это цепная реакция. Мщение — это тоже очень сильно в детях. Если не обращать внимания вот на эти вещи, нам будет очень трудно решать проблему буллинга. Эта проблема, повторяю, всегда существовала и будет существовать».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Где хорошие учителя, там хорошие ученики» — простая аксиома.
Шалва Амонашвили: «Если учитель от света, то есть у него добрая душа, он любит детей, свое дело любит и не просто любит, а красиво любит детей, то… ведь есть закон «любовь вызывает ответную любовь», не сразу, может быть, но вызывает и в ответной любви этот буллинг можно очень легко погасить. Но если нет этой взаимности, конечно, проблема обязательно возникнет».
Выход из проблемы.
Шалва Амонашвили: ««Педагогика не есть наука. Педагогика — это самое высшее искусство», — Василий Александрович Сухомлинский, Константин Дмитриевич Ушинский. Высшее, потому что нужно всем это искусство, всем, без исключения. Математика и химия не все нужны, хотя это величайшие науки, мы же это понимаем. А раз педагогика нужна всем, то каждый строит воспитательный процесс так, как он это понимает. … Если педагогика — это искусство, то давайте заглянем в свою душу — что мы должны нести детям? Вообще, искусство несет красоту, несет доброту. Злое искусство уже нельзя назвать искусством. … Искусство ищет только совершенство, высшее, высшую красоту. … Педагогика — это тоже искусство. Что мы должны вложить в это искусство? В первую очередь, предлагаю оглянуться к классикам, точнее не оглянуться, они не сзади нас, а увидеть этих классиков, которые там, за горизонтом нас ждут. Любой классик — горизонт нашего сознания. … Как говорил Ушинский, «школа — ревнивый хранитель культуры своей нации». Если школа не защищает культуру своей страны, идеологию своей страны, не защищает традиции своей страны, то эта школа обществу не нужна. Это не значит, что школа станет националистической, нет, школа станет национальной. А как говорил Ушинский, «все школы должны быть национальными», то есть взращивать национальный, общенародный дух. Если школа — искусство, то будем тогда артистами. Давайте примерим на себя роль, несмотря на авторитаризм».
Чем отличается классика от того, что уже есть в школе?
Шалва Амонашвили: «Двумя вещами. Первое понятие, которое лежит в основе классики — это понятие духовности. Сухомлинский сказал: «без духовной общности, воспитание не состоится. А Ушинский еще шире сказал: «истинно гуманное образование — это воспитание духа человеческого». Вы думаете, что дух — это какое-то абстрактное понятие. Думать, что если мы его не видим, значит его нет, было бы глупо. … Дух - это наше сознание, наши мысли, все это часть духа. … Классическая педагогика — это храм, внутренняя красота».
О ценностях классической педагогики.
Шалва Амонашвили: «Берите эти ценности, опирайтесь на них и смотрите, будет у вас буллинг или не будет.
Задайте себе вопрос: «А я воспитываю дух в своих детях?». Как воспитывается дух человеческий? — Научите любить, научите уважать, научите страдать, научите жертвовать. Учителя химии, физики, математики, отложите 10 минут на каждом уроке на человеческий разговор. Скажите следующее: «Ребята, да, я учитель математики, сейчас я преподнесу вам высшие ценности этой науки, но до этого я хочу преподнести вам более высшую ценность, чем моя математика, а это культура духа. Если в культуре духа не лежит, не цветёт, не развивается уступчивость, доброта, уважение, защита, зачем вам вообще жить на этой планете? А сейчас займусь математикой».».
2.Образованный человек, должен иметь следующие качества: благородство (учителя и родители, дайте через ваше благородство благородство своим ученикам и детям, пусть они выберут вас вожаком своего сообщества, пусть объединяются вокруг вас и вы поведете их к благородству), великодушие (нужно верить во что-то святое).
3. Любовь. … Дети, как цветы, их нужно любить и поливать. Как поливать? Научитесь дружить с детьми. Никакой дистанции. Любите детей. Это называется духовной общностью.
4. Духовная общность. Сухомлинский: «Без духовной общности воспитание не состоится». Нужно дружить с детьми, быть открытыми. Рассказывайте им, какие у вас отношения в семье, со своими детьми, какие беды, какие радости у вас случаются. Это искусство! Иногда надо даже поплакать перед детьми, поплакать, чтобы дети увидели, что у них чуткий учитель. Так у них зарождается образ чуткости. Полюбите детей».
Шалва Амонашвили: «Полюбите детей и вы станете учителем от Бога. Таких учителей всего 5%. Войдите в эти проценты. Будьте учителями от Бога, чтобы они полюбили вас. Будьте учителями от Бога и стремитесь к тому, чтобы стать ими».
О любви.
Шалва Амонашвили: «Вы любите детей? Вы скажете: «Конечно, любим, иначе, зачем мы такую профессию выбрали». Сказать, что «я люблю детей» легко, но вы любите детей контрольными, опросами, отметками, вызовами родителей, нотациями. Это не любовь, это безобразная любовь. Любовь надо упаковать красиво, чтобы с нетерпением и осторожностью кто-то раскрывал эти фантики и заглянул, чтобы посмотреть, а какая там любовь. Красивый урок, красивое общение, даже красивая внешность учителя. Вот это и есть проявление любви. … Речь всегда тихая, ласковая, что бы там ни произошло. Речь с надеждою. Чего вы спешите детям отметки ставить? Зачем эти электронные дневники? … Детей надо вести от радости к радости, от успеха к успеху. Если ребёнок не успевает сегодня, пощадите его, скажите ему «я тебе помогу, я же рядом с тобой, зачем я существую. Я же учитель, душа, даритель света (это перевод с санскритского слова «учитель»)» Помогите детям, помогите. Им не захочется потом кого-то унизить, издеваться над кем-либо. Ведь над ними не издеваются, помогли, это сделал учитель».
Иоганн Генрих Песталоцци: «В любви ребёнок преуспевает в два раза больше».
Шалва Амонашвили: «Речь здесь идет не об односторонней любви, когда учитель любит детей, этого мало. Я должен так любить своего ученика, чтобы он обязательно полюбил меня в ответ. Любовь не мне самому нужна, любовь ему нужна, чтобы он быстро развивался и воспитывался. Если он меня любит, а я это заслужил, то мои полслова уже буду ясны для него, даже мой взгляд. Глазами воспитывайте детей. Любовь такую надо заслужить. Любовь воспитывается любовью. Доброта — добротою. Честность — честностью. Зло не воспитывает любовь».
О психологии.
Шалва Амонашвили: «Какая психология у вас в руках? Вы скажете, что вы пользуетесь психологией детей. А какая у вас психология, на какую психологию опираетесь? Я могу сказать точно, что вы опираетесь на психологию управления: как управлять детьми, как их держать в руках, чтобы они не мешали, чтобы всё выполняли, хотят они этого или не хотят — это не важно. На каких мотивах они это будут делать — тоже не важно. … Но есть прелестная психология согласия. Сложноватая, конечно, она. Психологи школы, объясните, пожалуйста, вашим коллегам, учителям, что это есть такое — психология согласия. Там всего 3 момента: ребёнок хочет быть взрослым, он хочет развиваться и он хочет быть свободным. Если я буду давать детям радость взросления, радость развития и радость свободы, они всегда будут моими. Они всегда будут воспитываться и этому воспитанию не будет конца. Любят дети воспитываться.
*Продолжая разговор про ценности гуманной педагогики*
Величайшая мудрость от востока: «Люблю неправых в жизни исправлять любовью».
Держите это при себе всегда, в семье, с детьми, со своим учениками. И тем более, с детьми. Ваша педагогика шлифуется и совершенствуется тогда, когда перед вами сидит строптивый ученик. Вот там точится наша педагогика, там надо воспользоваться терпением, любовью, уважением, состраданием, всем лучшим, что у вас есть. И победа будет за вами.
В педагогике сотрудничества есть 2 таких положения:
Я вас призываю, полюбите какого-нибудь классика, друзья мои, полюбите Каменского, Ушинского, Песталоцци, Корчака полюбите, Сухомлинского. Одного классика вам хватит, одной книги мастера вам хватит, чтобы ваше мастерство совершенствовалось до бесконечности.
Спасибо Вам за ваше доброе внимание!»
На «Инфофоруме» выступало большое количество спикеров, однако все они сходились на следующих мыслях:
В конце приведем несколько тезисов из выступлений других спикеров:
Евгений Александрович Ямбург:
— «Методы традиционные и новые нужно держать в равновесии».
— «Нельзя идти вперёд головой назад».
— «Сегодняшняя педагогика, современная, она событийная».
— «Поводом для травли может быть всё, что угодно».
— «Буллинг изменился: из школьных стен он перешёл в интернет».
— «Надо любить, надо быть всегда на стороне ребёнка».
— «Говорить с ребёнком надо обо всём».
— «Как писал Корчак, «школа стоит не на луне»».
— «Как говорил Корчак, «мы должны учить детей не только правде, но и тем путям, которые «кривда», чтобы были у них зубы, иначе жизнь кулаком хама смажет по нашим идеалам».
Кроме того, Евгений Александрович говорил об использовании в процессе обучения исследовательского и проектного подходов, которые также направлены на развитие и сплачивание детей.
Александра Бабкина (директор социальных проектов VK):
— «Если дети видят, как общаемся мы, то как должны общаться они?»
— «Важно, чтобы ребёнок знал, что его дома примут, постараются сделать всё, чтобы ему помочь в этой ситуации, что на родителей можно опереться. Нужно, чтобы родители могли помочь стать детям устойчивыми сейчас, а для этого им нужно, прежде всего, самим стать устойчивыми. А потом стал опорой для детей».
Людмила Владимировна Петрановская:
— «Кибербуллинг. Почему дети больше всего перед ним уязвимы? Потому что чаще всего они становятся жертвами травли со стороны тех самых людей, с которыми они физически встречаются каждый день, и они не могут этого избежать».
— «Могут ли дети решить свои проблемы самостоятельно? — Все зависит от вопроса, какие-то вопросы, действительно, дети способны решить самостоятельно, а в решение других должны вмешаться взрослые».
Буллинг — это одна из серьёзнейших и остростоящих проблем, решение и предотвращение появления которой зависит от учителей и родителей!
Как сказал Шалва Амонашвили:
«ЛЮБИТЕ ДЕТЕЙ!».