Алексей Черемных: «Молодым людям надо всегда давать шанс создавать нечто новое!»

Алексей Черемных: «Молодым людям надо всегда давать шанс создавать нечто новое!»

24 мая
17:15

Источник:

Всем привет! В эфире постоянная рубрика о связи образования с различными сферами жизни человека. Нашим гостем в этот раз стал главный редактор журнала Fashion Look, известный художник, дизайнер и просто хороший человек — Алексей Черемных. Алексей ответил на самые важные вопросы, интересующие современных молодых людей, дал много полезных советов, а также поделился секретом уникальной техники создания картин! Обещаем, что после прочтения этого интервью Вам обязательно захочется погрузиться в изучение истории, литературы, а также появится желание развивать свои творческие способности! Приятный побочный эффект:)

Алексей Черемных — уникальный человек, невероятно талантливый художник! Он с душой относится к своей работе, помогает молодым ребятам найти свое призвание в жизни. Это так важно, когда есть кто-то, кто может в тебя поверить и помочь отправиться в путешествие, длинною в жизнь, на самолёте под названием «Мечта», запущенном однажды в фантазиях в детстве. Как на картине Алексея «Позволь себе мечтать и путешествовать».

1653402263_snimokekrana20220524v172231png.png

Так как Алексей, в первую очередь, художник, мы решили спросить у него, в чем именно, по его мнению, заключается связь педагогики с искусством?

Валентина: На Ваш взгляд, связаны ли педагогика и искусство?

Алексей: Да, в моём случае, педагогика и искусство связаны тем, что у меня творческая мастерская Alex’a Che, задача которой — поддержание молодых талантов. Иногда просто советом помогаю. У нас очень много дизайнеров, которые делают мегакрутые вещи просто на кухне.

Валентина: Помогает ли Вам, как художнику, в работе педагогическое образование?

Алексей: Педагогика больше помогает именно в работе с молодёжью, потому что периодически я читаю лекции по современному искусству, по дресс-коду, даю советы. Что касается искусства, творчества, больше помогает работа главного редактора (прим. Алексей является главным редактором журнала Fashion Look) из-за того, что общаешься с разными людьми. Я рекомендую тем, у кого сфера деятельности будет связана с гуманитарными науками, чаще посещать различные лекции, выставки — это поможет в будущем. 

Валентина: Обычно люди разных профессий замечают совершенно разнообразные и незаметные другим вещи, а что видит в человеке художник и что педагог? 

Алексей: Педагог на сегодняшний день должен быть психологом. Он видит человека и сразу понимает, как с ним нужно общаться. Допустим, если перед тобой какая-то аудитория, ты начинаешь находить определённый подход. Ты должен к себе её расположить, чем угодно, даже шуткой, чтобы ты был интересен аудитории. Что касается искусства, оно помогает мне лично: я сразу смотрю на образ человека, у меня рождаются интересные идеи для картины. 

Валентина: В одном из интервью Вы говорили о важности истории. Почему важно знать историю в настоящее время? 

Алексей: История России уникальна, но любая история имеет свойство переписываться. Всё циклично. В пример можно привести историю Византийской империи. Повторение событий того времени мы видим по всему миру. Знание мировой истории помогает учиться на чужих ошибках.

Валентина: История связана с искусством?

Алексей: Безусловно. У меня много картин и сюжетных линий с историей связано. Я рисовал Саграда Фамилия с натуры в Испании. Меня поразила история этого здания и его архитектора.

Валентина: Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать художником? 

Алексей: Видеть красоту. Это самое главное. Задача художника — видеть красоту и передавать её. Причём, на мой взгляд, положительные эмоции, солнечные картины, что-то яркое, красивое, радостное. На своих картинах, по большей части, стараюсь передать светлое, позитивное настроение. И задача художника — нести положительные эмоции, не депрессивные, потому что в жизни и так много всего серого. Задача художников, писателей, поэтов — нести что-то доброе, хорошее, позитивное. Чем больше у человека приятных эмоций, тем он дольше живёт, тем ему лучше. 

Валентина: Я бы еще хотела затронуть тему детства. У Вас рано начали проявляться способности как художника. Возможно, был такой момент, когда Вы осознали, что хотите стать художником?

Алексей: Еще в детском саду я нарисовал дерево вверх ногами и мне сказали, что бездарность полная, «что ты делаешь вообще» и «никогда тебе художником не быть». У меня получилось все с точностью до наоборот, поэтому и стал художником. И смешные истории были связаны с моим детством: фломастерами разрисовывал квартиру — родители в ужасе были. Чемоданы, стены — везде что-то рисовал. Потом мне купили фломастеры, краски. Само собой всё получилось. 

Валентина: Как определить своё призвание?

Алексей: Если есть какие-то способности к любым творческим профессиям, их надо развивать. Вы можете стать кем угодно, но они в жизни могут помочь. Это может стать основной профессией или просто будет помогать. Я знаю много примеров, когда художник очень хорошо умеет петь, закончил музыкальную школу — это всегда только помогает. Или наоборот, стал художником, а после 40-ка лет решил изменить профессию. Я знаю такие примеры. Нужно заниматься любимым делом и не слушать родителей, потому что часто они губят талант: «ты должен быть юристом» и всё. У него способностей к этому нет никаких, он всё забывает, никаким юристом он не будет, будет несчастным человеком. Но могу сказать, что есть очень много разных стадий. Например, молодёжи до 15-ти лет трудно даже понять. Я думаю, что после 20-ти лет приходит понимание, кем человек вообще хочет стать. Я хотел и космонавтом, и спортсменом, и профессиональным боксёром быть. Спустя какое-то время, само как-то сложилось, понял, что трачу время на воздух, лучше буду заниматься живописью и выставками. Мне помогло сделать выбор то, что в 12 лет я продавал свои картины на Арбате. Тогда понял, что я этим зарабатываю, и кем мне еще надо быть, если у меня к этому есть предрасположенность. Нужно пробовать зарабатывать тем, к чему у вас есть способности, потому что на сегодняшний день даже 10-летний ребёнок может создать какое-то компьютерное изображение красивое, логотип на компьютере сделать, продать его. И после этого предложить свои услуги в сфере, связанной с компьютерной графикой. Я просто знаю такие примеры. 

Валентина: Мне кажется, у Вас есть еще очень важное качество — упорство. Даже такой небольшой эпизод из Вашего детства, как когда Вы рисовали ствол дерева снизу тоньше, а сверху толще, а нужно наоборот. Вроде бы, негативные аспект, но мне кажется, он показывает, что в Вас есть упорство, которое и помогло Вам многого добиться в жизни. 

Алексей: Да, действительно, есть такое. На самом деле, это даже не моя мысль, многие писатели говорили о том, что упорство действительно очень сильно помогает, например, Антуан де Сент-Экзюпери. В особенности, оно помогает мужчинам формировать характер. Мне это параллельно помогало — я занимался спортом в детстве и сейчас занимаюсь. Я обливаюсь ледяной водой, зимой в проруби купаюсь, занимаюсь бегом, горными лыжами, беговыми лыжами. Спорт всегда помогает. В компаниях тоже иногда замечательно быть, особенно в весёлых. Важно не замыкаться в себе, любая компания — это всегда хорошо, если она положительная. 

Валентина: В одном из интервью Вы говорили о том, что в детстве хотели стать космонавтом и даже хотели полететь на Луну. Может быть, в этом и есть секрет успеха художника, да и, в принципе, человека — двигаться к недостижимой цели. Ведь, как говорится, важен не результат, а путь.  

Алексей: Мне кажется, у каждого ребёнка должна быть мечта, он должен в неё очень сильно верить. Еще мечты нужны для того, чтобы фантазия развивалась, потому что фантазировать — это всегда очень здорово, представлять себе что-то хорошее, что ты станешь космонавтом, полетишь в космос или станешь военным, пожарником или подводником. Мечтать — это здорово, полезно и кругозор расширяет. 

Валентина: Насколько важна взаимосвязь различных компонентов? Например, Ваши работы, которые написаны нефтью и при этом посвящены Родине, даже немного с политическим, экономическим подтекстом. Или работы сигарой, ведь сигара связана, в некотором смысле с человеком, который ее выкуривает, она является его продолжением, а в Ваших руках она становится не только инструментом но и материалом. В результате, получаются невероятные работы, которые содержат в себе частичку Вас. Насколько, в таком случае, важна взаимосвязь различных составляющих? 

Алексей: Мне кажется, что материал — сигара — сам по себе очень необычный. Это же индейцы Майя курили табак, оттуда всё пошло. Я думаю, что в этом есть некая мистика, поэтому в создании картины, когда присутствует огонь, тление огня, живой табак, который привезён из Южной Америки, либо с Кубы — в этом есть, действительно, как Вы правильно сказали, частичка еще и художника, которая передаётся на холст и на бумагу. Очень часто, если я рисую не на холсте, а на бумаге, она прожигается. Я это оставляю, ничем не зарисовываю, оно даже некую изюминку придаёт картине. 

Валентина: Мне кажется, так проявляется связь с реальностью. Нас тоже что-то ранит, в нас тоже появляются своеобразные «дыры». 

Алексей: Да, вот Вы правильно отметили, прожжённая бумага тоже оставляет за собой определённый необычный след. 

Валентина: Вы сказали, что читали о племенах Майя, что они использовали табак для того, чтобы писать, а как у Вас возникла идея попробовать этот метод, усовершенствовать его и использовать в живописи?

Алексей: Не знаю, сама собой пришла. Как-то меня осенило, даже не знаю, само собой. (Смеётся)

Валентина: Наверное, в этом тоже было что-то мистическое?

Алексей: Вообще, я и в библиотеке брал книги, читал про племена Майя. Сама собой родилась идея. Вспомнил, что у меня в мастерской есть хьюмидор с сигарами, подумал, что надо взять попробовать. Попробовал — стало получаться. Я не думал, что из этого вырастет какое-то произведение искусства, всё это было в шутку. Нарисовал — подумал, что забавно: племена Майя серьезно писали на пергаменте, а здесь можно сделать и на картине эскиз. На самом деле, обычно когда я создаю масляную картину или картину нефтью, то делаю сначала рисунок углём. Тогда у меня закончился уголь и я закурил, подумал, попробую этим нарисовать. Попробовал, стало получаться.

Валентина: Возможно, тоже судьбоносный момент?

Алексей: Да, но мне кажется, что это само собой как-то произошло и появилась идея. И просто оно дальше стало развиваться —  стал определённые марки сигар подбирать, стал их ферментировать. Дело в том, что я не просто сигарой рисую. Сначала я переувлажняю сигару, чтобы она наполнилась влагой, потом резко пересушиваю, потом еще раз. И сигара получает немножко другую структуру — более удобную для рисования — получается более высокая температура горения, и появляется другая плотность самой линии на холсте. Сигары я еще немножко доделываю самостоятельно. 

Валентина: Очень необычный способ, мне он очень нравится. Я видела Ваши картины, выполненные в этой технике, действительно, они вдохновляют. 

Алексей: А меня вдохновляют такие художники, как Михаил Шемякин. Это Питерский художник, друг Высоцкого. Он преподаёт до сих пор в питерской академии зодчества и говорит своим студентам, что на сегодняшний день одно из перспективных направлений искусства, в том числе и современного — это новый материал. Мне очень приятно, что он тоже косвенно признал моё искусство. Как раз именно то, что художники используют новые материалы, новые методики, цифровые методы в современном искусстве — это очень здорово.  

Валентина: То есть технологии должны идти рука об руку с искусством?

Алексей: Конечно, мне кажется, сейчас очень много этому примеров можно найти. Мировые музеи давно делают 3D-выставки, и Третьяковская галерея сейчас тоже к этому приходит. Они делают 3D-инсталляции наряду с современными выставками. 

В последнее время очень часто можно услышать о том, что высшее образование не настолько важный этап становления и реализации в жизни молодых людей, так как, благодаря современным технологиям, может быть заменён различными курсами, мастер-классами, чтением интересующей литературы, то есть самообразованием. Кроме того, ведущие мировые компании в последние годы не рассматривают диплом о высшем образовании как необходимый и определяющий фактор при приёме на работу. Более важную роль играют soft skills, то есть личные качества человека: его умение подстраиваться под постоянно меняющиеся условия окружающего мира, отвечать вызовам времени. Мы спросили у Алексея, что он думает по этому поводу. 

Валентина: Необходимо ли высшее образование? Нужна ли именно база в виде высшего учебного заведения, или возможно достичь результатов посредством самообразования? Например, если ты хочешь стать художником, то путем посещения различных мастер-классов, выставок и т.д. 

Алексей: Нет, высшее учебное заведение, конечно же, лучше всего, потому что дисциплинирует человека, особенно студента. Студент — это молодой человек. Ему интересно тусить с друзьями, всё, что угодно делать, лишь бы не учиться. Я сам был студентом и знаю, что это такое. Наверное, ВУЗ дисциплинирует: нужно идти — ты идёшь, а самостоятельно учиться сложнее. Либо надо осознанность иметь уже в раннем возрасте, чтобы идти за своей профессией, но таким образом единицы чего-то добиваются. Это очень сложно, поэтому когда есть программа, студенту легче учиться. Хотя у нас упало образование, ЕГЭ ввели вместо обычных экзаменов — это очень большое упущение для образования. Образование должно вернуться в те стандарты, которые были до ЕГЭ.

Валентина: Может быть, есть еще что-то, что Вы бы хотели изменить в современной системе образования, помимо ЕГЭ?

Алексей: Многое. Я бы всё образование поменял. У нас очень умные педагоги и, в первую очередь, я повысил бы им зарплату, ведь ребёнок формируется до 15-18 лет, когда он находится в школе. Там происходит и формирование характера. Именно поэтому, я бы ввёл в школе много новых дисциплин и дресс-код «деловой стиль». Это поможет в жизни. Ввёл бы обязательно основы психологии. Мне кажется, это им тоже помогло бы, потому что ребёнок очень часто «ломается» в 14-15 лет: он был совсем ребёнок, а тут становится взрослым. Он не знает, не понимает, как себя вести. Для этого нужны хорошие педагоги, которые подсказали бы, помогли ему. Ещё патриотическое воспитание, потому что у нас, в России, есть крутые вещи, которые правда лучше, чем из заграницы. А наша страна незаслуженно принижена, многие не хотят здесь жить, хотят уехать. У меня, наоборот, очень много друзей, которые приехали и работают в России, потому что здесь хорошие экономические условия: меньше налоги, больше возможностей. Многие сейчас приходят к этому выводу. В России огромные экономические возможности, у нас есть колоссальные ресурсы, которых нет вообще ни в одной стране мира. Наша страна добывает больше всех алмазов, редкоземельных металлов, которых нет ни в одной стране. Мне кажется, возможности огромные!

Валентина: Вы совершенно верно заметили, что у нас огромные экономические возможности, но, мне кажется, у русского человека есть определённая составляющая его души, то, что называют «русским духом», уникальный компонент русского человека. 

Алексей: Конечно, сколько у нас Кулибиных, которые многое изобрели, и это стало достоянием. В России придумали паровую машину — паровоз, а потом сказали, что англичане, но нет, братья Черепановы первые придумали. У нас был Павел Флоренский — физик, который стал священником. Он придумал первый пластиковый телефон. У нас столько изобретений, про которые потом сказали, что их придумали англичане и американцы. У нас огромное количество возможностей, талантливых людей, не только в Москве, а по всей России. 

Валентина: Можно сказать, что современные молодые люди существуют больше в виртуальном пространстве, нежели в реальном? 

Алексей: Просто время такое. Это нормально. Раньше тоже многие удивлялись: «Что такое телевизоры?». Все читали книги. Появился телевизор — перестали читать книги, потому что появилось много фильмов. В кино даже мало ходили, кинотеатров было мало. Времена меняются, сейчас появляются технологии, поэтому все в виртуальном мире. В этом нет ничего страшного, главное — не забывать свою историю. Должны быть основы, стержень внутри человека, технологии могут меняться, а человек должен оставаться человеком. Они же всё равно появляются и будут появляться. Как бы мы не сопротивлялись, они всё равно будут происходить. 

Валентина: Да, это закон существования мира — постоянное развитие. 

Алексей: Да-да, постоянное развитие человека. 

Валентина: Возвращаясь к теме педагогики. Что должны делать или, наоборот, не делать родители, для того, чтобы помочь своему ребёнку найти себя и реализоваться в жизни? 

Алексей: Во-первых, родители не должны давить на ребёнка, что он должен это делать так-то, должен стать тем-то и т.д. Родители должны, прежде всего, вовлечь ребёнка в процесс играючи, чтобы ему стало интересно. А если через силу, через «палку» воспитывать ребёнка, тогда должен быть «кнут» и «пряник». Отец должен воспитывать мужской характер: чтобы мужчина умел заступиться за себя, за женщину и за своих родителей в будущем, чтобы знал, что нужно девушкам уступать место в автобусе. А мама должна воспитывать, вовлекать в профессию: «тебе пойдет стать таким человеком, тебе пойдет стать писателем, юристом» — доходчиво объяснять. «Из-под палки» это вряд ли удастся сделать. 

Валентина: Насколько я знаю, вы являлись преподавателем в университете. По Вашему мнению, какая сегодня молодёжь? Она отличается от молодёжи прошлого века?

Алексей: Да, очень сильно отличается. Это специфика времени. В советское время была одна молодёжь, сейчас — другая. Раньше все были более дружные, в нынешнее время — каждый больше сам за себя. Есть особенности, которые отражают специфику времени. Мне кажется, раньше молодёжь чаще выпивала алкоголь, сейчас чаще увлекается спортом. Время поменялось, поэтому специфика другая. Хотя, что дети, что молодёжь — они всегда прекрасны, все оптимисты. Молодёжь — двигатель прогресса. Всегда что-то новое, интересное создают. Молодым людям надо всегда давать шанс создавать нечто новое!

Валентина: Возвращаясь к Вашей творческой стороне. Что происходит перед тем, как Вы создаёте новую работу? Вас что-то вдохновляет, Вы создаёте особую атмосферу или должно быть определённое настроение/место? 

Алексей: Нет, как у бизнесменов: родилась идея — записал в тетрадь. Приходит удобное время — беру холст и рисую. Начал нефтяную картину, пока она сохнет, я смотрю в записной книжке «так, у меня есть идея сделать еще сигарную картину», ну и так параллельно сразу несколько работ делаю. Обычно просто распорядок дня планирую: в первой половине дня делаю одно, во второй половине дня — другое, вечером, как правило, это журнал и светские мероприятия. Вот таким образом происходит. А с утра обязательно спорт и обливание ледяной водой, чтобы не болеть!

Валентина: Есть техника, в которой Вам нравится работать больше всего? 

Алексей: Больше всего мне нравится работать сигарой, потому что ты одновременно и отдыхаешь, и куришь сигару, и работаешь. Меньше всего нравится нефтью, потому что ты находишься в противогазе, чтобы не надышаться парами. С другой стороны, нефтью интереснее писать — она непредсказуема, постоянно меняет оттенки, появляются интересные отливы. Она нестандартно ведёт себя — может взять и потечь во весь холст. Что-то в этом есть: и в нефти, и в масле. И Арт-объекты интересно создавать. Здесь разные сферы. Но любимое — рисование зажжённой сигарой. 

Валентина: Если выбирать между созданием арт-объектов и живописью, что бы Вы выбрали?

Алексей: Трудно сказать, думаю, живопись. Хотя по скульптуре у меня была «пятёрка». Но всё-таки живопись. Для меня важно цветовосприятие. Я цветами вижу. Хотя чёрно-белые картины тоже интересные, но яркие цветные больше нравятся. 

Валентина: Небольшой блиц-опрос. Есть ли у Вас любимый фильм?

Алексей: Ой, у меня много любимых фильмов, на самом деле. Даже нет одного конкретного. «Начало» нравится. 

Валентина: Есть ли у Вас любимая книга?

Алексей: Много любимых книг. Но есть самая любимая, всем её рекомендую — «Что такое искусство?» Л.Н. Толстого. Она не только к искусству относится, но и содержит в себе много разных статей. Написана до революции, но как будто про наши дни. Много интересных мыслей можно прочитать. 

Валентина: Есть ли у Вас любимый жанр в музыке?

Алексей: Да, есть. И он каждый раз разный. Это может быть рок-музыка, трип-хоп — минорная музыка, современная музыка — дип-хаус, новые треки. David Guetta нравится. Хотя он уже не новый, но прогрессивный диджей. Его работа — очень хороший пример. Он делает несложные вещи: берёт известных музыкантов, известные треки и делает ремикс. Если бы он делал чисто свою музыку, его бы не так хорошо все знали. У меня даже есть картина «Перчатки Louis Vuitton». Если бы это были просто перчатки, они бы не были так интересны, нежели когда они с логотипом. Здесь есть необычное видение: как могут быть перчатки Louis Vuitton? Обычно бывают сумки Louis Vuitton. Думаю, необычные переклички с известными брендами, их интерпретация в картине — это интересно! 

Валентина: Есть ли у Вас любимая картина или художник? 

Алексей: Мне очень нравятся классические художники в Третьяковской галерее. Например, Илья Репин, портрет его дочки под названием «Стрекоза». Девочка сидит на жерди, ей всего 5 или 7 лет. Она сидит такая радостная, счастливая, солнечный свет, день хороший. Картина, в целом, радостная. Левитан нравится, с его необычной историей. Потрясающий русский художник-живописец с большой буквы. Есть и другие художники, но очень нравятся именно классические. 

Валентина: Был ли у Вас кумир в детстве? 

Алексей: Конечно, Гагарин. Я хотел стать космонавтом. Чуть позже несколько раз Гагарина рисовал. У многих, кто вырос в советское время, был такой кумир.

Валентина: Есть ли у вас мечта? 

Алексей: Есть. Одна из — создание детского журнала. Вторая мечта — сделать свой музей современного искусства, где будут представлены не только мои картины, но и картины других художников, молодых. Можно будет проводить выставки молодых художников из регионов.

Валентина: Может быть, у Вас в детстве была мечта, которая осуществилась?

Алексей: Помогать другим художникам. Мне мало кто помогал, всего добивался сам, поэтому всегда думал, что если стану состоявшимся художником, буду помогать. Мне кажется, иногда у меня получается кому-то помочь. Всегда рад! Даже советом. Любому молодому художнику иногда нужен просто совет, наставление. 

Валентина: Очень многие художники живут без вектора до определённого момента. И даже не понимают, в каком стиле им работать, что им нужно. Что бы Вы могли им посоветовать?

Алексей: Я бы всем художникам рекомендовал сначала делать копии любимых художников, так же, как и музыкантам — делать ремиксы любимых музыкантов. В любой профессии можно сначала копировать своих кумиров, а потом уже искать свой путь через это. Когда копируешь чужую картину, ты копируешь манеру исполнения автора, начинаешь учиться у него. Это очень хорошая школа!

Валентина: Вы верите в судьбу?

Алексей: Да, конечно. У каждого человека есть своя судьба. 

Валентина: Можете дать наставление подрастающему поколению?

Алексей: Надо иметь стержень внутри: исторический, духовный, чтобы вы всегда понимали, «кто такой я», «для чего я живу». Нужно ставить цели в жизни. Даже небольшие. Рекомендовал бы всем заниматься любимым видом спорта. Хотя бы элементарно каждый день делать небольшую зарядку, потому что это в жизни помогает дисциплинировать себя. Также, важно находить новые возможности. У молодёжи есть все возможности в нашей стране и не только!


Читайте также
13 апреля
20:15
Улыбайтесь чаще: подборка комедий на скучный вечер
05 апреля
14:00
Сергей Собянин рассказал о подготовке школьников к будущим профессиям
27 марта
17:00
То, чему не учат в университете — общение с клиентами и технологии персонализации