«Земля кочевников»: Путешествие продлится, насколько хватит топлива

«Земля кочевников»: Путешествие продлится, насколько хватит топлива

Режиссер следит за людьми в возрасте, которые больше не вписываются в систему капиталистического общества. В прямом смысле выброшенные на обочину жизни, они вынуждены доживать свой век на земле кочевников, в коммуне таких же аутсайдеров, как и они сами. Роли самих себя сыграли настоящие кочевники. А в основу сценария легло документальное исследование Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века».

05 мая
13:00

Источник:

В широкий прокат вышел американский драматический фильм «Земля Кочевников» от режиссера, сценариста и монтажера Хлои Чжао. Главную героиню исполнила Фрэнсис Макдорманд. Фильм основан на документальном романе Джессики Брудер «Земля кочевников».

Фрэнсис Макдорманд и Питер Спирс в 2017 году приобрели права на экранизацию книги Джессики Брудер «Земля кочевников». После просмотра фильма Хлои Чжао «Наездник» на Международном кинофестивале в Торонто в 2017 году Макдорманд решила обратиться к Чжао по поводу проекта. Она и Спирс встретились с Чжао на 33-й церемонии вручения премии «Независимый дух» в марте 2018 года, и та согласилась стать сценаристом и режиссёром фильма. Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в 2018 году, при этом Чжао приходилось делить график между съёмочной площадкой и предпроизводством фильма «Вечные». Съёмочная группа жила в фургонах в течение всего периода съемок. В картине снялись Дэвид Стрэтэйрн, настоящие кочевники Линда Мэй, Суонки и Боб Уэлсс. Макдорманд, Спирс, Молли Эшер, Дэн Дженви и Чжао выступили в роли продюсеров.

Сюжет картины рассказывает про 2011 год. Ферн теряет работу после закрытия в городке Эмпайр, штат Невада, завода по производству гипсокартона, на котором она работала в течение многих лет вместе со своим недавно умершим мужем. Ферн решает продать большую часть своего имущества и купить фургон, чтобы жить и путешествовать по стране в поисках работы. Зимой она устраивается на сезонную работу в сортировочный центр Amazon. Линда, подруга и коллега, приглашает Ферн посетить «рандеву бродяг на колесах», проходящий посреди пустыни в Кварцсайте. Его организатором выступает Боб Уэлсс, который поддерживает «кочевников», нуждающихся в помощи. Первоначально Ферн отказывается, но меняет свое мнение после того, как наступают холода, и ей не удаётся найти новую работу. На слёте Ферн знакомится с «кочевниками» и учится основным навыкам выживания и самообеспечения на дороге. Когда у фургона Ферн спускает шина, она обращается к живущей по соседству «кочевнице» по имени Суонки и просит подбросить её в город. Суонки упрекает Ферн в том, что у неё нет запаски, и помогает залатать колесо. Они становятся хорошими подругами. Суонки рассказывает Ферн, что у неё диагностирован рак с метастазами и ей осталось жить меньше года. Однако она не намерена сидеть взаперти в больнице и собирается отправиться на Аляску, о которой у неё остались хорошие воспоминания. В конце концов они расстаются.

Ферн устраивается на работу администратором лагеря в кемпинге «Кедровый перевал» в национальном парке Бэдлендс, где она вновь встречает Дэвида, ещё одного «кочевника», с которым она ранее познакомилась в пустыне на танцах. Дэвид временно работает в национальном парке Бэдлендс. Когда он заболевает, Ферн навещает его в больнице, где ему делают срочную операцию. Позже они работают в забегаловке «Уолл Драг» в Южной Дакоте. Однажды в ресторан приходит Питер, взрослый сын Дэвида, который рассказывает, что его жена беременна, и просит Дэвида повидаться с внуком. Дэвид колеблется, но Ферн уговаривает его отправиться к семье. Дэвид предлагает ей ей поехать вместе с ним, но она отказывается. Ферн устраивается на новую работу на завод по переработке сахарной свёклы. Её фургон ломается, а ремонт стоит дорого. Она навещает семью сестры в Калифорнии, и та одалживает ей деньги. Она спрашивает, почему Ферн никогда не было рядом в их жизни и почему Ферн осталась в Эмпайр после смерти мужа. Позже Ферн навещает семью Дэвида и его сына. Она узнает, что Дэвид решил остаться с ними надолго. Он признаётся в своих чувствах к ней и приглашает её навсегда поселиться в гостевом доме, но она спустя всего несколько дней решает уехать и отправляется к океану.

Ферн возвращается на сезонную работу в Amazon, а впоследствии вновь приезжает на слёт в Аризоне. Она узнает, что Суонки умерла и вместе с другими «кочевниками» отдает дань её памяти. Ферн рассказывает Бобу о своих отношениях с покойным мужем, а Боб делится историей недавнего самоубийства своего взрослого сына. Боб придерживается мнения, что у кочевников не бывает окончательного «прощай»: они всегда говорят «Увидимся на дороге!». Через некоторое время Ферн возвращается в заброшенный Эмпайр, чтобы избавиться от вещей, которые она хранила на складе. Перед тем, как снова отправиться в путь, она посещает завод и дом, в котором жила вместе с мужем.

Фильм получил всеобщее признание от критиков за режиссуру, сценарий, монтаж, операторскую работу и актёрскую игру Фрэнсис Макдорманд. На 93-й церемонии вручения премии «Оскар» «Земля кочевников» получила 6 номинаций, в результате, получив премии «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая актриса». Хлоя Чжао стала второй женщиной-режиссёром в истории, получившей эту награду. Также фильм получил четыре номинации на «Золотой глобус», в итоге завоевав эту премию в категориях «Лучший драматический фильм» и «Лучший режиссёр».

Составляющая роуд-муви кроме дороги и автомобиля — это человек. Другой вопрос, что путешествие в кино для героя всегда подразумевает под собой разлуку с домом. Но «Земля кочевников» — это картина о людях, у которых дом — сама дорога. Ферн — скитательница, немолодая женщина, которая устраивается работать куда придется, живет в убитом трейлере, по дороге решает самые разнообразные проблемы и устраивается на подработки. Несмотря на это, в «Земле кочевников» зрители увидят 63-летнюю Макдорманд такой, какой никогда не видели прежде. Роль построена на полутонах, сдержанности, молчании, едва заметных улыбках или сменах выражения лица. Так же избавлена от открытого драматизма и судьба героини Ферн.

Привыкшему к зубодробительным твистам и вылизанной картинке зрителю в кино будет решительно нечего делать. В тягучих сценах почти два часа ничего не происходит, а оператор Джошуа Ричардс не сильно заботится о плавности изображения. Ручной камерой он внимательно ловит мимические морщинки Ферн, ее потерянный взгляд, уставшие уголки губ и скупые слезы. История увядания одинокого человека разворачивается на фоне статичной и роскошной американской природы. Но без человека в кадре, пусть и маленького, розово-желтые закаты самоценности не представляют, от них веет холодом.

Закадровой музыки в картине совсем мало, только в редких сценах щемяще поет пианино — в попытке озвучить состояние героини. А вот концертов в шумных забегаловках и песен у костра под гитару хоть отбавляй: эти сцены придуманы для того, чтобы зритель совсем не загрустил в сконструированном на экране мире, который, по сути, и есть сама жизнь.

Свой фильм-исповедь и фильм-медитацию авторы посвящают «всем, кому нужно было уйти». В калейдоскопе рассветов и закатов они напомнят зрителю о быстротечности жизни и незащищенности современного человека — в Америке или где-то еще. Тем, кто однажды мечтал все бросить и уйти куда глаза глядят, советуем не спешить: для начала просто возьмите билет на сеанс «Земли кочевников» — жемчужины коронавирусного проката и, возможно, лучшего фильма, по мнению оскаровского жюри.

Фильм можно посмотреть в кинотеатрах Москвы и Московской области, а также в онлайн-кинотеатрах из дома.



Читайте также
24 апреля
19:05
«Выжить в Мо…» – фильм, вызывающий желание жить
23 апреля
12:00
Красная дорожка ММКФ 46: как это было
18 апреля
18:05
«Меч Короля»: новый исторический фильм с Мадсом Миккельсоном