Эффект «немого кино»: Почему вы должны посмотреть «Аэлиту»

Эффект «немого кино»: Почему вы должны посмотреть «Аэлиту»

Недавно в кинотеатре «Иллюзион» показали кинокартину «Аэлита», снятую ещё в 1924 году. Тогда фильм среди зрителей имел невероятный успех: все показы собирали аншлаги, заканчивавшиеся продолжительными аплодисментами. Однако критика, несмотря на массовый эффект, была холодна к картине Якова Протазанова. В чём феномен «Аэлиты» и стоит ли смотреть картину в XXI веке, разбираемся ниже.   

09 августа
19:30

Источник:

В сентябре 1924 года в кинотеатре «Арс» показывают первую кинофантастику в СССР «Аэлита». Загадочные «Анта…Одели…Ута…» притягивают зрителя к тому, что позже кинокритики назовут посредственностью, отходящей от основного текста одноимённого произведения А.Н. Толстого.

CqtPiivWEAA1pY4.jpg

«Гора родила мышь…» - пишут «Известия». «Стремясь исправить сомнительный с идеологической точки зрения сюжет романа Толстого, создатели фильма сделали его сумбурным и невнятным», - заявляет «Правда». «Кино-неделя» же обвиняет сценаристов в чуждости к интересам рабочего класса и просит установить надзор за режиссёром Протазановым.  

Однако, несмотря на критику, «Аэлита» имеет успех среди зрителей: собирает аншлаги, а каждый показ заканчивается громкими аплодисментами. Научная фантастика даже по прошествии более 80 лет заставляет о многом задуматься, включая истинные причины своего появления на свет.

Капитализм и коммунизм

1924 год. Молодой СССР уже три года осуществляет Новую экономическую политику (НЭП), призванную, в первую очередь, восстановить хозяйство и выйти из нараставшего кризиса, среди причин которого Гражданская война с последовавшей интервенцией и «военным коммунизмом». Окончание противостояние красных и белых, сумасшествие на «эвак-пунктах» и неопределённость в ответе на вопрос: «А что дальше?» - и ознаменовывает начало «Аэлиты».

0021909c.jpeg

1921 год. Молодой, красивый, недавно женившийся инженер Лось (Николай Церетелли) работает над чертежами корабля, способного отправиться на Марс. Он страстный мечтатель, потому очень часто засыпает, уносясь в сказочные грёзы, в которых ему видится она, Аэлита (Юлия Солнцева). Красавица, что царствует, но не правит.

w9smyeD15f4.jpg?size=1297x934&quality=96&sign=eb76e02c4ffcd29b3ed5a03cf1423f42&type=album

Её страна – современный, идеально выстроенный и вымеренный город, чьи высотки на сотни метров уносятся ввысь. Однако за роскошью и богатством кроется рабство. Рабочие хранятся в холодильниках и размораживаются только по нуждам высшего общества. Жизнь богачей устроена законами капитализма, противостояние с которым и обыгрывалось в картине Протазанова.  

Главная мысль проста: коммунистический строй СССР – единственное спасение человека, а с ним и всего мира. Идеи Маркса в своём воплощении – общественное равноправие, в котором и состоит гуманизм жизни. Нет ни бедных, ни богатых. Есть среднее «мы», но это «мы» живо общей идеей строительства сильного и прочного государства.

27809088.jpg

Однозначно, картина предназначалась на экспорт. «Из искры возгорится пламя», и грянет мировая революция. Однако искра случилась не везде, а там, где пламя возгорелось, вскоре местными политическими режимами было подавлено. До «конца» было ещё далеко. Молодой СССР, подобно Лосю, мечтал о том, что когда-нибудь весь мир будет жить общими идеями гуманизма и любви. Мечтал и творил. Красиво. Технично. Интересно.

Однако сейчас в Петрограде лишь 1921 год. И молодой Лось строит свой интерпланетонеф, желая оказаться там, где, по его мнению, хорошо. Вокруг него кипит жизнь, в которой есть место и шуткам, и любви, и эмиграции друзей, и партийной пропаганде. Всё вертится и крутится в жизни инженера, за которым с далёкой планеты Марс следит Аэлита, уже влюблённая и мечтающая о том, что зовут люди «поцелуем».

1924_aelita_013_yuliya_solntseva_yuri_zavadsky.jpg

Эффект «немого кино» и очарование «Аэлиты»

Современный человек не может представить кино без диалогов, а также звуков и шумов, окружающих главного героя. Множество спецэффектов, стандартных образов фантастических сериалов не будоражат сознание, а основное назначение музыки в массе кинокартин – подогревание интриги и связка динамичных или скучных, но важных сцен.

27809082.jpg

С немым кино всё иначе. Человек, сидящий в зале, не слышит звуков ни проезжающей машины, ни захлопывающейся двери, он не знает, с какой интонацией герои произносят свои слова, и что на самом деле испытывают. Искренни они или же лицемерят. Сегодня кино пользуется всеми этими голосовыми и звуковыми эффектами. Немое кино брало актёрской игрой. Удивление, страх, любовь, ненависть, воинственность, хитрость, искренность – всё это напрямую читается в лицах героев, а интертитры, связывая историю, глубже раскрывают образы персонажей.

27809084.jpg

Бандитски ироничный и неуклюжий следователь Кравцов, пытающийся раскрыть кражу сахара, а с ней и неожиданное убийство жены Лося, или рвущийся на очередную войну Гусев, в одежде жены сбегающей из дома в день вылета космического корабля, - живые и знакомые во все века образы героев, не теряющих актуальность и по сей день. И всё без звуков. Лишь актёр, текст и воображение зрителя.

27809093.jpg

Очарование же «Аэлиты» - в музыке. Произведения Скрябина, Стравинского и Глазунова, сменяясь отрывками из фольклорных песен («Цыплёнок жареный») или вальсами Мендельсона, отлично передают эмоциональное состояние героев и само напряжение той или иной сцены.

Классическая музыка в соединении с набирающими популярность футуристическими тенденциями «железного века» гармонично встраивается в историю первой в СССР научной фантастики.

Трагедия женских судеб

Хотя картина и вертится вокруг истории о полёте Лося на Марс, однако не последнее место в фильме занимают и женщины, жизни и поступки которых сегодня мы интерпретируем иначе. В отношениях Лося и Наташи есть что-то каренинское, а любовь Гусева и Нины с первых секунд напоминает отдалённое печоринское, которое никогда не должно было случиться с героями. Жизнь Аэлиты, несмотря на богатство, также трагична. Царствовать, но не править; любить, но быть ущемлённой и оттого преданной любимым, для которого служба превыше всего.  

27809081.jpg

За этих женщин вступились бы сегодня все феминистки. Однако в силу своих слабостей, героини демонстрируют силу, непоколебимость, веру в идеалы и всё то, что сегодня современная девушка хочет видеть в себе. «Аэлита» - история советского / консервативного феминизма, на многие годы ставшего одним из образов существования женщин в обществе.

kinopoisk.ru-Aelita-769707.jpg 

«Аэлита» - один из первых и удачных, на вкус зрителя, киноэкспериментов, в котором есть всё. Приключения, комедия, детектив, мелодрама, фантастика, боевик и даже философские размышления о том, что есть свобода. Простота, лёгкость и радость – определения фильма, в которых и проходят 113 минут киновремени.


Читайте также
24 апреля
19:05
«Выжить в Мо…» – фильм, вызывающий желание жить
23 апреля
12:00
Красная дорожка ММКФ 46: как это было
18 апреля
18:05
«Меч Короля»: новый исторический фильм с Мадсом Миккельсоном