Гений советской режиссуры: Абрам Роом

Гений советской режиссуры: Абрам Роом

В Доме Гоголя на Никитском ретроспектива фильмов А. Роома. Почему «Нашествие» 1944 года нужно смотреть сегодня?

14 августа
01:45

Источник:

Удивительно, почему современная молодежь возводит в «тренд» фильмы А. Тарковского и игнорирует произведения именитых советских режиссеров? Бытует мнение, что большинство кинофильмов, созданных в пределах Советского Союза, впитало в себя догматы соцреализма, ибо именно это культурно-историческое направление господствовало в творческом пространстве половину столетия, с 30-х по 80-е. Красное знамя, серп и молот - водяные знаки коммунистического мировосприятия; доблестный патриотизм, строгое членение на «черное и белое», уличенные и наказанные злодеи и торжество праведного победителя - этого ждут от классического образца соцреалистической культуры. Ждут и заблуждаются.

13 августа в Доме Гоголя на Никитском бульваре прошел традиционный кинопоказ. «Нашествие» 1944-ого года входит в ретроспективу фильмов А. Роома. Это произведение военного времени навсегда перевернет восприятие советского кинематографа как ограниченного инструмента политической пропаганды.

Действие развивается в переломный момент в ходе Великой Отечественной войны: фашистские захватчики - на пороге Москвы и вот-вот прорвут линию обороны. Все же для режиссера человеческие страдания, личные чувства, индивидуальные истории куда важнее исторического фона, на первый план Роом выдвигает человеческие судьбы в вихре разрушительной военной стихии.

Федор Таланов после трех лет тюремного заключения возвращается домой, к престарелым родителям и сестре. Жизнь отвергла героя, извлекла его из социума, лишила доверия близких. И теперь Федор погружается в глубокий экзистенциальный кризис. Герою необходимо встроиться деталью в механизм жизни. Федор наблюдает, как каждый в его прежнем доме идет борьба с фашистским игом, каждый идет к общей светлой освободительной цели. Но герой вынужденно чужд обществу и не может воспринять себя полноправной частью целого. Семья осуждает героя за нелепую ипохондрию: немцы на московских порогах, повсюду смерть, разруха, жестокость, и утопать в жалости к себе сейчас - проявление малодушия и нравственной деградации. Отец замечает Федору, что тот воспринимает мир, как нечто, существующее лишь для него: три года назад Федор лишается свободы за попытку убийства из ревности, сейчас - отвергнут миром. Отец призывает героя взглянуть на чужие страдания и муки, отказаться от эгоцентричного мировосприятия, похоронить собственную боль.

В фильме Роома личные переживания героя сталкиваются с общенародным горем. Образ Федора Таланова являет собой вечный душевный конфликт: превознести боль собственной души или быть чутким к страданиям близких? В завязке фильма есть важнейший для воплощения концепции кадр: Федор стоит напротив родительского дома и боится войти, боится быть отвергнутым. Сначала его темный силуэт возвышается над светлым домом, но чем ближе Федор подходит к дому, тем мельче его фигура на фоне светлых стен. В кадре зашифрована аллегория страха и малодушия героя. Роом дает зрителю возможность пройти путь нравственных колебаний вместе с героем. Спасет ли Федор душу, отдав жизнь для общей спасительной цели, или будет наслаждаться страданием и самоуничижением отчужденно...

Герой самоотверженно выдает себя за коммуниста Колесникова, которого разыскивают фашисты, приносит себя в жертву, искупляя вину перед опозоренной семьей. Федор дарует собственное имя скрывающемуся Колесникову, фактически нарекает его новым сыном Талановых, сыном, который не позорил бы семьи гнусным преступлением, а напротив - подал бы повод для гордости. В финальной сцене родители Федора в освобожденном от фашистов городе сквозь руины и взрывы бегут, чтобы спасти детей от казни. Они встречают дочь Ольгу, которая сообщает им о героической гибели брата от рук оккупантов. Кинокартина увенчивается крупным планом, где отец, мать и Ольга смотрят вверх (на тело Федора на виселице). Но фигура героя уже не мала и ничтожна. Взгляд вверх символизирует его спасенную, очищенную от грехов душу.

«Нашествие» - нестандартная интерпретация притчи о блудном сыне. Чтобы завоевать прощение родителей, герой отрекается от собственной боли. Картина Роома выходит за рамки соцреалистических догматов и необходима к просмотру и анализу сегодня.

Ретроспектива фильмов А. Роома не заканчивается. В следующую пятницу (20 августа) в Доме Гоголя по адресу Никитский бульвар, 7А состоится показ фильма «Школа злословия». Билеты можно заказать на сайте: https://www.domgogolya.ru/recital/13767/


Читайте также
22 марта
17:05
Премьера фильма «Летучий корабль»: кто из звезд оказался на красной дорожке?
21 марта
20:15
«Нежный восток»: современная Америка, глазами Шона Прайса Уильямса
21 марта
19:25
В прокат выходит новая сказка «Летучий корабль»: сюжет, актеры, интересные факты о фильме