Эротическую драму «Искушение» запретили в России: Мы посмотрели - вот рецензия

Эротическую драму «Искушение» запретили в России: Мы посмотрели - вот рецензия

Италия эпохи Возрождения. Место, где великая красота хладела в руках инквизиторов. Терзаемая эротическими видениями монахиня Бенедетта Карлини влюбляется в новую послушницу, пылкую и безрассудную. Вскоре об их запретной страсти узнают за пределами монастыря. Уникальный фильм о религии, сексе и свободе.

20 сентября
15:00

Источник:

7 октября должен был выйти в широкий прокат франко-голландский художественный фильм «Искушение» от режиссёра Пола Верховена. Главные роли в нём сыграли Вирджиния Эфира и Шарлотта Рэмплинг. В других ролях: Ламбер Вильсон, Дафна Патакия и многие другие. Оператором–постановщиком выступила Жанна Лапуари. Первый драфт сценария написал Герард Сутеман, работавший над фильмами Верховена «Заводные», «Плоть + кровь» и «Черная книга», но в дальнейшем у партнеров возникли разногласия по поводу видения сексуальности героинь, адаптации сюжета и концовки истории. Пол Верховен и Дэвид Бирк написали сценарий, основываясь на книге историка и специалиста в области итальянского Возрождения Джудит С. Браун «Нескромные поступки — Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения» 1986 года

Браун открыла коробку и нашла протокол судебного процесса над Бенедеттой, который состоялся в начале 17 века. Нашла несколько источников-транскриптов серии допросов, проводимых с 1619 по 1623 год. После суда Карлини приговорили к заключению в тюрьме, где она умерла спустя 35 лет. 

Композитор Энн Дадли создала оригинальную партитуру к «Искушению», она также работала над фильмами «Она» и «Черная книга» Пола Верховена. Готовясь к новой картине, они много встречались и обсуждали лейтмотив, искали музыку с религиозной тональностью, опираясь на Стравинского или польского композитора Кароля Шимановского, а также обращаясь к средневековой музыке Хильдегарды фон Блинген XI века.

Главная героиня фильма — католическая монахиня Бенедетта Карлини, жившая в XVII веке в маленьком монастыре в Тоскане. Во снах она видит Иисуса в роли жениха, а наяву строит отношения с послушницей по имени Бартоломеа. Однажды на руках Бенедетты появляются стигматы, и в монастырь начинают стекаться паломники, готовые объявить её святой. Весь фильм представляет собой сочетание двух сюжетных линий — истории любви двух девушек и возвышения Бенедетты в рамках католической иерархии. Впоследствии главную героиню привлекают к суду по обвинению в прелюбодеянии и одержимости дьяволом. Протоколы процесса стали одним из важных источников информации для сценариста.

Еще с 70-х годов прошлого столетия голландец Пол Верховен исследует тему эротики в своем творчестве. На протяжении всей своей карьеры режиссер скандальным образом показывает секс как нечто фундаментальное для человеческого опыта. По признанию самого маэстро, в «Искушении» его привлекла смелость и уникальность истории, а также сочетание христианства и лесбийской сексуальности. Кроме того, Пол Верховен всегда был заинтересован личностью Иисуса, и даже написал о нем книгу. Этот фильм показывает как его интерес, так и его сомнения в религиозных реалиях.

Но Бенедетта Карлини мотивировала режиссера еще и сильным женским характером, так как речь идет о женщине, которая получила реальную власть в XVII веке — как в своем монастыре, так и в ее городе. Верховен показывает конфликт между верой человека и духовенством как компонентом системы власти, так как эта тема является неотъемлемой частью жизни монахини и всех персонажей картины. Фильм не дает ответ на вопрос, кем на самом деле была Бенедетта Карлини — религиозным мистиком или тактическим манипулятором. Режиссер показывает, что в ней было немного и того, и другого.

«В первоначальном документе секретарь суда был так шокирован сексуальными подробностями, описанными Бартоломеей, о которых он с трудом мог написать. Он оставлял пробелы, вычеркивал слова, переписывал их. Бартоломеа была очень откровенна в своем рассказе о сексе с Бенедеттой, подробно описывая все интимные детали их связи. Это действительно очень интересно в разрезе исторического документа», — высказался режиссер нидерландский и американский кинорежиссёр Пол Верховен.

Съёмки картины начались 19 июля 2018 года в Италии, в Монтепульчано. Частично они проходили в тосканском регионе Валь-д’Орча, в городе Беванья и в двух французских аббатствах. Производство было засекречено: на съёмочную площадку не пускали никого, кроме участников съёмочного процесса. Продюсер Саид бен Саинд позже признал, что опасался нервной реакции со стороны Католической церкви. 

Премьера фильма изначально должна была состояться на Каннском кинофестивале 2019 года. Её отложили на год: Верховен долго восстанавливался после операции на бедре, и поэтому период пост-продакшен затянулся. Однако фестиваль-2020 был отменён из-за пандемии ковида, так что картину показали на Каннском кинофестивале 2021 года в рамках основной программы. Производство фильма было запущено задолго до коронавируса, однако в картине показаны эпидемия и изоляция, что пересекается с реалиями нашего времени. Однако режиссер признается, что это является чистым совпадением.

В сентябре 2021 года Министерство культуры Российской Федерации отказало фильму в выдаче прокатного удостоверения на территории России. Приказ был опубликован на сайте Минкульта 17 сентября. В нем ведомство ссылается на пункт 18 правил выдачи прокатных удостоверений, который предусматривает отказ «в иных определенных федеральными законами случаях». Других подробностей в документе не приводится.

«В фильме присутствует сцена провокационного содержания, которое расценивается как нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», — пояснила помощник Министра культуры Российской Федерации Анна Усачева.

«Этот фильм не соответствует никаким требованиям приличия. Я прочитал описание. Мне кажется, что сцены в фильме являются порнографическими, а, как известно, распространение порнографии запрещено в России», — выделил заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

Компания «Capella Film» не в первый раз сталкивается с запретами. Ранее Министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения румынскому фильму «Неудачный трах, или Безумное порно» Раду Жуде, победившему на Берлинале в 2021 году. В итоге картину все же допустили к показу после того, как название изменили на «Безумное кино для взрослых» и скрыли эротическую сцену.

Сюжет построен на исторических документах и отнюдь не уникален. Он способен возмутить только людей, незнакомых ни с богатой историей римского папства и католической инквизиции, ни с произведениями Бокаччо, Дидро и маркиза де Сада, ни с фильмами «Мать Иоанна от ангелов» Ежи Кавалеровича и множеством других произведений мировой культуры, затрагивающих тему взаимосвязи секса и религии.

Проект «Искушение» должен был выйти в российский прокат 7 октября. Фильм должен был демонстрироваться на французском языке с русскими субтитрами. Надеемся, что компания «Capella Film» сможет найти решение, и фильм выйдет в широкий прокат.



Читайте также
12 апреля
11:00
Космос в кино: вспоминаем лучшие фильмы о путешествиях к звездам
09 апреля
14:10
На пресс-конференции в Москве состоялось обсуждение фильма «Золото Умальты»
08 апреля
18:40
Показы фильмов кинооператора Вадима Юсова в «Иллюзионе»