Последний январский день в кинотеатре «Иллюзион» начался с показа знаменитой советской комедии Леонида Гайдая «Спортлото-82», в своё время ставшей лидером советского кинопроката. Прежде, чем перейти к описанию интересных особенностей фильма, мы вкратце ознакомимся с сюжетом кинокартины.
Главными действующими лицами комедии являются попутчики поезда, следующего в курортный город Южногорск: Костя, спекулянт Сан Саныч, молодая девушка Таня и турист Миша. Во время поездки Костя покупает Тане лотерейный билет, к которому последняя относится достаточно несерьёзно, заполнив цифры наугад, и, более того, она поручает Косте в случае неожиданного успеха получить выигрыш. Спустя десять дней выясняется, что билет Тани оказался победным и принёс девушке главный приз в размере 20 тысяч рублей.
Радость от успеха, однако, омрачается неожиданным открытием Кости: он осознаёт, что при выходе из поезда попутчики перепутали одинаковые книги, в результате чего билет, запрятанный между страниц, оказался у кого-то другого. Желание предоставить выигрыш Тане в целости и сохранности берёт верх, и герой отправляется на авантюрные поиски пропавшего талона, в котором ему противостоят алчный Сан Саныч и его сообщник Степан, а также оказываются задействованы Таня, её жених Павел и многие другие совершенно посторонние люди.
Как ни странно, фильм «Спортлото-82» вполне может быть взят за основу при рассмотрении изменений в жизни советского человека, поскольку он с самого начала погружает зрителя в атмосферу страны с ослабленным «железным занавесом» и с некоторым влиянием западных цивилизаций. В частности, уже не выглядит странным ни наличие английских надписей на майках, ни пепси-кола, которую герои то и дело пьют на экране, словно в рекламном ролике. Таким образом, явственно видны отличия от атмосферы той же «Бриллиантовой Руки». Герои несколько более вальяжны и открыты для происходящего, чем любимцы публики Семён Горбунков и Шурик.
Фильм выстроен действительно динамично и держит зрителя в приятном напряжении и ожидании развязки гонки с самого начала и до самого своего конца, пролетая так же быстро, как отпуск, разбавляющий серые будни. По своей атмосфере он во многом похож на культовую американскую комедию «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир». Однако если последняя кинокартина скорее попутно высмеивает алчность и другие пороки общества, то творение Леонида Гайдая больше похоже на иносказательную борьбу между добродетелью и эгоизмом, истинной любовью и её видимостью.
«Спортлото-82» можно порекомендовать к просмотру абсолютно каждому, кто неравнодушен к классическим советским кинокомедиям, и вполне резонно утверждать, что этот фильм незаслуженно обделяется вниманием многими зрителями.