Тар: Симфония культуры отмены от Тодда Филда

Тар: Симфония культуры отмены от Тодда Филда

01 марта
19:00

Источник: «Тар». Реж. Тодд Филд, 2022г

Кинокартина «Тар» (Tár), срежиссированная и спродюсированная Тоддом Филдом, представлена сразу в 6 номинациях премии «Оскар» (лучший фильм, лучшая женская роль, лучший режиссёр, лучший сценарий, лучшая работа оператора, лучший монтаж). Ранее Кейт Бланшетт, сыгравшая главную роль в фильме, удостоилась наград Венецианского фестиваля, премии Британской киноакадемии и «Золотого глобуса». Подробнее о фильме в рецензии Александры Соколовской.

 1677629932_tar111jpg.jpg

После 16-летнего перерыва в режиссуре Тодд Филд возвращается с картиной, погружённой в индустрию классической музыки. В центре сюжета Лидия Тар – всемирно известная дирижёр и композитор. В лидерских качествах ей не занимать: она самоуверенна, импульсивна, эгоцентрична и довольно безжалостна по отношению к окружающим.

Зацикленность и полная погружённость Тар в мир музыки прорисовывается подробно в растянувшейся почти на 40 минут экспозиции. Не искушённый «сконцентрированным» авторским кино зритель наверняка либо выключит фильм, так и недосмотрев первой части, либо будет бороться с желанием отвлечься на что-нибудь другое. Представление героини ведётся последовательно и размеренно: длинные диалоги, насыщенные сложной музыкальной терминологией, формируют почти всю канву первой половины фильма. 

Разбавляет её резкий и провокационный мастер-класс, который Лидия даёт в одной из музыкальных академий. Он снят одним кадром, и цепляет как своей философской неоднозначностью, так и динамически удачной операторской работой Флориана Хоффмайстера. Можно сказать, что смысл сюжета не изменился бы кардинально, если некоторые сцены из первого часа фильма были бы исключены.

1677627419_tar3jpg.jpg

Филд формирует два сюжетных вектора, через которые мы можем ближе познакомиться с героиней: музыкальный и семейный. Выбирая между Симфонией №5 Малера и семьёй, Тар останавливается на первом. Её девушка (Нина Хосс) и приёмная дочь (Мила Богоджевич) становятся второстепенным элементом, который не имеет такого же значения, как музыка великих композиторов и их темпо-ритмическая интерпретация. Тар живёт жизнью гениев, абстрагированных от всего «бытового» и «несущественного», и её такой принимают. Ею восхищаются.

Тем не менее нельзя сказать, что существование героини столь же аскетично и бедно, как существование Моцарта, например. Наоборот, она крайне предприимчива и финансово успешна: выпускает свою автобиографичную книгу «Тар о тар», даёт интервью известному журналисту Адаму Гопнику и руководит фондом «Аккордеон», поддерживающим женщин-дирижёров в музыкальной индустрии.

1677627502_tar4jpg.jpg

Синтез лидерских качеств и музыкального таланта, казалось бы, должны обеспечить главной героине долгую карьеру за дирижёрским пультом. Но всё идёт под откос, когда всплывает одна неприятная история из прошлого. Подопечная «Аккордеона» кончает жизнь самоубийством. Родители и окружение девушки обвиняют в этом Тар. Фильм не даёт нам многих подробностей этой истории, поэтому у зрителя складывается лишь поверхностное представление о конфликте.

Лидии есть что скрывать: она просит Франческу (Ноэми Мерлан) – её помощницу и ещё одну подопечную фонда – удалить все компрометирующие письма (а они, действительно, были). В них Тар рекомендовала разным оркестрам мира не брать в труппу ту самую девушку, ссылаясь на её психические отклонения. Однако, несмотря на попытки главной героини скрыть эту историю, письма всплывают. История быстро разлетается в прессе. 

Самоубийство, на которое повлияли действия Тар, широко обсуждается в социальных сетях. Погибшая девушка становится героем среди молодёжи. Именно в этот момент сюжета, как по мне, начинается самая важная для современного человека повествовательная линия. Речь пойдёт о «культуре отмены» (cancel culture). Здесь же возникнет необходимое для успешного фильма развитие.

 1677627642_tar5jpg.jpg

Вчера Лидией Тар восхищались, сегодня – она объект общественной ненависти. Управленческий совет Берлинского симфонического оркестра решает отстранить героиню от должности, и все партитуры, подготовленные ею для записи «5-й Симфонии» Малера и «Концерта для виолончели с оркестром» Элгара, переходят другому дирижёру. Оркестр, семья, друзья - все отказываются от неё, и делают всё возможное, чтобы не иметь ничего общего с некогда восхваляемым ими гением. 

И если поведение девушки Тар оправдано трудностями их взаимоотношений, недоговорённостью и некоторой отрешённостью главной героини, то поведение коллег крайне трудно объяснить. Начинается хаос, порождённый сплетней. Все будто боятся заразиться мучительной болезнью социального неодобрения. Забыть, исключить и сделать вид, что никогда этого человека здесь не было – вот концепция культуры отмены. Парадокс заключается в том, что мы знакомы с ситуацией лишь поверхностно, мы не были её участниками. Наше отношение к героине формирует исключительно отношение общества к ней. Известно, что Лидия далеко не самый порядочный человек, но заслуживает ли она такого наказания?  

«Забыть, исключить и сделать вид, что никогда этого человека здесь не было – вот концепция культуры отмены»

Тар закрывают двери все представительства музыкальной индустрии. В картине крайне натуралистично изображается отчаяние и попытка принятия новой реальности главной героиней. Правда здесь создатели фильма прибегают к крайне клишированному способу переоценки ценностей: Лидия возвращается к себе домой, рассматривает свои медали, кубки и дипломы, включает старое кассетное видео с известным дирижёром... А далее: ностальгия, слёзы и болезненное «ты ничем не лучше, чем я».

 1677627846_tar6jpg.jpg

Происходит попытка переосмыслить явление отмены человека. Филд не доходит до гротеска, его повествование крайне реалистично. Кейт Бланшетт максимально правдоподобно презентует героиню, поэтому возникает доверие к тому, что эта ситуация может произойти здесь и сейчас. В какой-то степени можно сказать, что Лидия Тар становится женским воплощением Харви Вайнштейна. Однако стереотип отношения общества к «запрещённому» человеку не разрушается. Картина лишь формирует повод для новых дискуссий. Забыть и не прощать, или простить и не забыть? Что современному человеку более удобно?

«Забыть и не прощать, или простить и не забыть? Что современному человеку более удобно?»

И всё же... Тар остаётся преданной своей профессии, что свойственно человеку, действительно любящему своё дело. Она уезжает в одну из азиатских стран, там открывает для себя истинное значение сакральной цифры №5. Лидия Тар - снова дирижёр, правда теперь ей предстоит не открывать философские суждения Малера, запрятанные в музыке, а презентовать новый геймплей для любителей ролевых игр. Длинная панорама. Безжалостная сатира. Конец. 

Читайте также
18 апреля
18:05
«Меч Короля»: новый исторический фильм с Мадсом Миккельсоном
15 апреля
19:55
«Папины дочки. Новые» возвращаются!
12 апреля
11:00
Космос в кино: вспоминаем лучшие фильмы о путешествиях к звездам