В столице проходит 42 Московский международный кинофестиваль. Разбираемся, на какие фильмы необходимо обратить особое внимание.
Московский международный кинофестиваль идет с 1 по 8 октября. Главной площадкой ММКФ станет киноцентр «Октябрь», фильмы также показывают в кинотеатрах сети «Москино», Центре документального кино, кинозалах Третьяковской галереи, «Иллюзионе».
Фильмы отобраны из разных программ. Картины поднимают различные, но в одинаковой степени интересные темы и проблемы.
Режиссер: Раду Жуде, РУМЫНИЯ
Программа: Фильмы, которых здесь не было
«Заглавными буквами» — трагикомедия румынского режиссера Раду Жуде, основанная на реальном случае 80-х годов, который был подробно описан в архивах румынской тайной полиции. Итак, в публичных местах Бухареста появляются антигосударственные слоганы, требующие свободу и демократию. Автора находят быстро — им оказывается обычный подросток, ученик старшей школы. Спецслужбам дается простое задание — перевоспитать…
Это одновременно страшный и абсурдно-смешной фильм о пропаганде, тоталитаризме и обмане. В нем смешалось все, но без излишней моралистики. Картина заставляет поразмышлять, в том числе, и над неоднозначным прошлым нашей страны.
Режиссер: Нора Фингшайдт, ГЕРМАНИЯ
Программа: Время женщин
В фильме рассказывается история Бенни — девятилетней девочки, обладающей действительно разрушительной силой. Но тут все без фантастики — девочка, в раннем возрасте пережившая травму, испытывает неконтролируемые приступы агрессии. Как следствие, Бенни кочует из одного детского приюта в другой — а все потому, что ее мать не готова воспитывать психологически нездорового ребенка.
Картина говорит о материнстве, непреднамеренном бездействии, психических заболеваниях и проблеме «системы» в обществе как таковой. Тем не менее, в фильме нет отрицательных персонажей — страдают все; каждый по-своему. Отдельно стоит игра юной Хелен Зенгель (Бенни) — и это ещё один повод посмотреть этот фильм.
Режиссер: Ким Ки Дук, КАЗАХСТАН, РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
Программа: Основной конкурс
Картина рассказывает о жизни похожих друг на друга как две капли воды Девушки-1 и Девушки-2: первая связана традиционной семьей и бытом, вторая — живет полной и свободной жизнью. В один прекрасный день Девушка-2 приходит домой к Девушке-1 и вступает в конфликт с её братом и матерью. С этого момента эти два человека меняются местами и помогают друг другу. Но чем дальше это продолжается, тем опаснее становится ситуация для Девушки-1.
Героини без имен, сплетение судеб и жизней… Это — новая картина Ким Ки Дука, мастера медитативных, и в то же время шокирующих фильмов (чего стоит только «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»). Фильм входит в основной конкурс фестиваля, и, что особенно интересно, снят на русском языке. Что ожидает зрителя на этот раз: психологический жуткий триллер или же эмоционально-сильная драма — точно стоит узнать самим.
Режиссер: Вадим Перельман, БЕЛОРУССИЯ, ГЕРМАНИЯ, РОССИЯ
Программа: Специальные показы
1942 год. Главный герой — Жиль Кремье, бельгиец еврейского происхождения, оказавшийся в концлагере. Чтобы выжить, он выдает себя за перса — и это действительно спасает ему жизнь. Вот только немецкие солдаты не оставляют лже-перса просто так — Жиль становится учителем фарси для Клауса Коха, повара концлагеря, который мечтает, как только закончится война, уехать в Иран и открыть там ресторан. Таково начало трагичной истории еврея и немца — лже-учителя и лже-ученика.
Это — фильм о Катастрофе с нетривиальным сюжетом, снятый Вадимом Перельманом, который известен российскому зрителю по сериалу «Измены». Снять достойную картину про такую страшную трагедию, как Холокост — достаточно сложно, но, кажется, Перельману это удалось. Самая яркая лингвистическая деталь картины состоит в том, что в один момент Жиль начинает создавать лексику из имен заключенных: сам того не понимая, немец, заучивая новые слова, увековечивает список жертв нацизма, как минимум в своей голове.
Режиссер: Ли Сынчун, РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
Программа: Свободная мысль
Домохозяйка из Северной Кореи была вынуждена переехать в Южную Корею и получить там гражданство. Она пыталась нелегально перебраться обратно, даже просила политического убежища во вьетнамском посольстве, но всё без толку. Все семь лет безуспешных попыток вернуться домой к семье в Северную Корею ей в её борьбе мешает абсурдность политической системы. Её родные всё так же живут на севере, и она боится, что со временем превратится для них лишь в воспоминание.
Конфликт Северной и Южной Кореи — это, в первую очередь, разрушенные жизни и судьбы людей, разделенных строго охраняемой полосой-границей. Картина расскажет о «маленьком человеке», женщине, которая не может преодолеть многолетние правила системы. Душещипательная история о невозможности вернуться домой, даже если дом ‒ это страна, которая заклеймена монстром.