«Пушкин. Сны»: О взрослом, мистическом и наболевшем

«Пушкин. Сны»: О взрослом, мистическом и наболевшем

23 мая
10:15

Источник:

Пушкин для русского человека – «это наше всё». Так однажды сказал поэт Аполлон Григорьев, и с тех пор крылатая фраза является слоганом, если не определением того бренда Александра Сергеевича, что существует внутри России. Однако его образ складывается преимущественно из школьных воспоминаний – детские сказки и стихотворения о прекрасном зимнем утре, мистические «Повести Белкина» и «Медный всадник», романтизированный и неоднократно перечитываемый «Евгений Онегин», из которого, по традиции заведено, что девочки учат письмо Татьяны к Онегину, а мальчики – письмо Онегина к Татьяне. И как-то повелось видеть в Пушкине светлое и прекрасное, всё, что ассоциируется у нас с детством. Однако оказывается: мир Александра Сергеевича не так прост...

Постановка Юрия Бардахчиева «Пушкин. Сны» даёт иной взгляд на произведения школьной скамьи. «Сказка о рыбаке и рыбке» - история о великой любви деда к своей бабке, который всё ходит и просит сказочное существо о корыте, избе, хоромах, тереме царском и даже о мечте стать «владычицей морскою». Да и жену его понять, оказывается, можно. Она прожила всю жизнь в нищете и вдруг узнаёт, что можно изменить имеющийся порядок вещей. Проблема лишь в том, что бабка вовремя не остановилась, включился азарт и знакомое желание "больше, ещё больше". Итог: всё вернулось на круги своя. У нас очень часто так с желаниями. Есть телефон, а надо круче; есть квартира, а надо, чтобы в центре Москвы. И, возможно, это психологические травмы лихих 90-х, а, может, распространённая и актуальная как никогда болезнь зависти. 

VGpAJYJ7nyg.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=6a998407f96ba7922bafee633b021c51&type=album

«Легенда» о бедном рыцаре поднимает извечные вопросы жизни и смерти, на перепутье которых возникает любовь, причём её облик в лице Богоматери заставляет зрителя задуматься и о Божественном происхождении, и о Страшном суде, ждущем каждого за воротами жизни. После рассказа о золотой рыбке запрос на разговор о ценностях, чувствуется, что необходим. К чему катится мир? И куда идёт человечество? Отцы говорят детям: а раньше было так. Раньше было всё, а сейчас у нас что? И завтра что будет? Столь лирическое произведение отвечает на все вопросы. 

«Борис Годунов» - трагедия народа и власти, как-то прекрасно перекликнувшаяся с картиной Эйзенштейна «Иван Грозный». Во тьме истории народ умоляет Ивана Васильевича вернуться в Московский град, спустя несколько лет всё те же люди просят взойти Годунова на царство. И в обоих случаях тени двух исторических персонажей нависают над будущим России, как борода Грозного в конце первой части фильма Сергея Михайловича. Что нужно народу? А какова власть? И почему столь высокомерные взаимоотношения между публикой и народом подчас встречаются в современном мире? В "Борисе Годунове" Бардахчиева есть один трогающий мотив: людская жизнь. Глаза актёров источают страх: что нам делать? кого выбирать? а нужен ли нам выбор? Ответ, правда, на эти вопросы у каждого свой, однако общее в том, что каждый человек мечтает о спокойной жизни, работе и семейном счастье. 

kPxOWAyVjyM.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=1dae1d966d7e8ffb9e89df7b174dcca7&type=album

«Медный всадник» и «Евгений Онегин» - истории о людских страданиях и страстях, о переживаниях и желаниях, о том, что очень часто остаётся за ширмой улыбок и ухмылок. Одни воспевают "град Петров", другие грустят по ушедшей любви. И не понятно, почему и к чему судьба посылает Татьяне страшный сон, предвещающий беду. Эта взрослая линия каждодневных проблем, которой находится место не только на словах, но и на бумаге. Все беды, как и болезни, порождает наша душа, именно в ней лежат истинные причины страданий и смерти Евгения, потерявшего свою Парашу, и Татьяны Лариной, чрезмерно увлекшейся романами.  

Подобный синтез исключительно взрослых вопросов позволяет постановке не быть обычным собранием сочинений. Это мистическая интерпретация, в которой вскрывается ранее сделанный шов, а мир детского и подросткового Пушкина сменяется нотами взрослой симфонии. Это взгляд "бесов" на человеческую жизнь, в которой есть место загадкам и тайнам. 

Что касается атмосферы постановки, то спектакль напоминает камерный, а более домашний театр. Актёры (а главные роли исполнили У. Бойцова, К. Загурский, А. Картушин, А. Климова и А. Фенев) играют для всех и при этом для каждого одновременно. Подобный настрой индивидуализирует зрителя, создавая вокруг него купол собственных иллюзий и смыслов.

i18IYjSznNs.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=5629e68a5155e4c617845088ce532473&type=album

Постановка театра-студии "КлассикаРУ", однозначно, один из первоклассных примеров домашнего с обязательным определением "уютного" театра, где маленькие актёры становятся большими, потому что искренне, без пафоса больших сцен и тысяч зрителей проживают свою роль, за которой больше чем сценарий. Идея, смысл, жизнь. 


Читайте также
24 апреля
10:00
В музее Тропинина открылась выставка семейных и детских портретов 18-19 веков
22 апреля
14:35
В Музее Победы увековечили память о цирковых деятелях, участвовавших в Великой Отечественной войне
21 апреля
19:00
В рамках акции «Библионочь» прошла выставка «Городские тренды. 10 модных образов»