100 лет со дня казни Николая Гумилева

100 лет со дня казни Николая Гумилева

В музее Марины Цветаевой проходит выставка, посвященная Николаю Гумилеву.

18 августа
02:35

Источник:

В музее М. И. Цветаевой организована литературная выставка «Поэт с историей», посвященная Николаю Гумилеву. Событие приурочено к двум памятным датам: 15 апреля 2021 года исполнилось 135 лет со дня рождения Гумилева, а 26 августа – 100 лет со дня расстрела поэта.

Марина Цветаева и Николай Гумилев, два демиурга серебряного века, не были знакомы лично. Однако в художественном мире поэты непрестанно пересекались, оказывая творческое влияние друг на друга. Цветаева грезила о встрече со знаменитым автором «Огненного столпа», и спустя столетие организаторы выставки исполнили мечту Марины Ивановны, «воссоединив» поэтов под крышей музея.

Название выставки – прямая цитата из критической статьи Цветаевой «Поэты с историей и поэты без истории». В этом художественно-исследовательском труде формируется концепция восприятия творческих путей. Цветаева разделяет поэтов на две группы. Поэты без истории, погружаясь в творческое пространство, изначально имеют духовный потенциал для реализации в поэтическом мире. Их творческий путь графически обозначается кругом. Поэты с историей, которые отображаются стрелой, «влекомы поступательным законом самооткрывания… открывают себя во всех явлениях, встречающихся на пути, в каждом новом шаге и каждой новой встрече». Николая Гумилева Цветаева относит к поэтам с историей.

Перешагивая порог выставочного зала, зритель попадает в пятиступенчатый шатер, где каждая «ступень» - определенный этап в жизни Гумилева, формирующий поэтический опыт. Шатер визуально напоминает зиккурат (погребальное помещение, в шумерской культуре – мост между земным и небесным царствами). Это воплощение творческого пути, постепенного воцарения поэтического гения Гумилева. Сам поэт пишет незадолго до гибели: «Я не скороспелка, я поздно развился… Я по-настоящему только теперь начинаю развертываться – на половине жизненного пути».

Шатер украшен белым полотном, на котором изображены 5 символов: окружность в несколько этапов перевоплощается в звезду. Подобная метаморфоза происходит с лирическим героем Гумилева. Цветаева отмечает: «Каждый новый шаг делает новый пешеход». Гумилев вкладывает опыт существования в создание художественных образов и расстается с накопленными чувствами. На новой ступени его герой готов впитать новые впечатления, вступает в борьбу с внешними враждебными силами, преодолевает препятствия и совершенствуется. Учредители выставки взяли за творческую основу экспозиции стихотворение «Память», строки которого озвучивают основную идею  «ступени».

Первый этап жизненного и творческого пути Гумилева ознаменован юношескими поэтическими опытами, ожесточенной борьбой с литературной богемой за право блистать на поэтическом небосклоне и изданием сборника «Путь конквистадоров» (1905 г.). Образец сборника, сохранившийся в библиотеке Иннокентия Анненского, наиболее лаконично и четко воплощает замысел «первой ступени». Гумилев стыдится первого сборника и предпочитает вести творческое летоисчисление от «Романтических цветов», однако после публикаций 1905-ого года поэту предлагает сотрудничество Валерий Брюсов.

Второй этап – любовная борьба героя. Экспонаты второй витрины связаны с двумя женскими образами, имевшими особое влияние на творчество поэта. Елизавета Дмитриева, более известная под псевдонимом Черубина де Габриак, предпочитает Гумилеву Максимилиана Волошина, и между соперниками происходит дуэль – последняя дуэль в поэтических кругах XX столетия. Анна Андреевна Ахматова, великий поэт серебряного века, - первая жена Николая Гумилева, которой посвящены сборники «Жемчуга» и «Чужое небо». Образ Ахматовой сопряжен в творчестве поэта с демоническим женским началом. Анна Андреевна замечает, что в сборнике «Чужое небо» лирический герой непримиримо борется с ней, противостоит ей.

Спасаясь от любовных томлений, Гумилев отправляется в путешествие. Поэт четырежды посещает Африку. Путешественник Николай Владимирович Носов следует гумилевским маршрутом и предоставляет музею элементы экзотической культуры, которых касалась рука поэта. Самый необычный экспонат третьей ступени – игрушечный жираф из Аддис-Абебы. Этот сказочный город неоднократно фигурирует в творчестве Гумилева: «Старый бродяга в Адис-Абебе, / Покоривший многие племена, / Прислал ко мне черного копьеносца / С приветом, составленным из моих стихов…»

Четвертый этап – война в жизни и творчестве Гумилева. Поэт отправляется на фронт в Первую мировую войну, его часто осуждают за безрассудные геройские поступки, однако награждают двумя Георгиевскими крестами. Исследователи утверждают, что на фронте поэт встречает представителей царской семьи, а княжне Ольге посвящает стихотворение. Все же Гумилев разочаровывается в войне. А символами творческого периода становятся сборник «Колчан» с автографом Гумилева и боевая шашка. Во время военных действий Гумилев влюбляется в сестру милосердия Надежду Дмитриевну Троицкую, которая не отвечает поэту взаимностью и получает в дар «на добрую память» драгоценный сборник.

Цветаева прослеживает творческий путь поэта «от минимума к максимуму»; и апогея поэтический гений Гумилева достигает в сборнике «Огненный столп». Однако вихрь эпохи нещадно уничтожает поэта, не оставляя шанса развить творческий потенциал. Николай Гумилев в точности предсказывает свою кончину в пророческом стихотворении «Современность»:

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.

На губах трепетало последнее слово.

Что-то ярко светило – фонарь иль луна,

И медлительно двигалась тень часового.

Арестованный Гумилев берет в тюрьму «Илиаду» Гомера, однако книгу отбирают надзиратели. Поэта расстреливают 26-ого августа 1921-ого года. За хранение его вещей дают тюремный срок. На 70 лет его имя пропадает с уст знакомых и друзей, из журналов и поэтических сборников.

Председатель Гумилевского общества О.Л. Медведко восклицает: «Гумилев – единственный русский поэт-беспризорник: у него нет музея, нет прикрепленности к земле, нет могилы, нет памятника. Общество Гумилева активно отстаивает честь поэта: в 2021-ом году проводится 15-ый гумилевский фестиваль на Бежецкой земле, разрешена установка памятника поэту в Кронштадте. Кроме того, в Бежецке выкуплены две квартиры с целью создания центра Гумилева».

Кто из нас в детстве не декламировал пары строк об изысканном жирафе на озере Чад? Кто не помнит знаменитого восклицания «Я конквистадор в панцире железном!»? А между тем автор их практически предан забвению. Сохраним же память Николая Гумилева, создателя акмеистского направления, литератора-теоретика, доблестного воина и великого поэта серебряного века.

Выставка «Поэт с историей» проходит в доме-музее М. В. Цветаевой по адресу Борисоглебский пер., дом 6, стр. 1.  


Читайте также
19 апреля
08:30
Спектакль «Николай Ставрогин» представили на страницах книги в МХТ имени Чехова
17 апреля
17:00
Художник-энерготерапевт рассказала, что такое энергетические картины и какая магия за ними стоит
17 апреля
11:15
Директор Театра Вахтангова Кирилл Крок презентовал книгу в РГБИ