На грани технологий и искусства: феномен "оживших полотен"

На грани технологий и искусства: феномен "оживших полотен"

Корреспонденты Первого Студенческого побывали на мультимедийной выставке «ДАЛИ. ЖИВЫЕ СНЫ // ФРИДА КАЛО. ОЖИВШИЕ ПОЛОТНА» в креативном пространстве Люмьер-Холл. Можно ли называть “ожившие полотна”  искусством? Об актуальности выставок такого формата и причине их популярности рассуждает Алина Крендюкова. 

03 сентября
11:30

Источник:

Идея “оживших полотен” возникла в умах креаторов австралийской компании Grande Exhibitions в конце нулевых и распространилась по всему миру. С 2014 года в Москве и по всей России они начали появляться в арт-пространствах, галереях и даже торговых центрах. Лично я помню, как на столетие города Мурманска в 2016 году вся молодежь севера тянулась после посещения Макдоналдса на “ожившие полотна” Ван Гога. Почему подобного рода арт-аттракционы стали так популярны в России? Издевательство над искусством или свежий взгляд на художников прошлого? Разберемся в этом материале.  

tPy4Q0Y9leA.jpg?size=2560x1707&quality=96&sign=297499df812557a5b207bfcc263e9633&type=album

Что вообще представляют из себя “ожившие полотна”? Это мультимедийная выставка: в ней сочетаются аж три вида искусства - живопись, анимация и музыка. Программисты и дизайнеры создают своего рода мультипликационный фильм. Он не имеет сценария, развития и морали - это, анимированные картины знаменитых художников. Этот “мультфильм” проецируется на стены под приятную музыку, которая помогает передать настроение и погрузить зрителя в мир эстетики и аллюзий. Чаще подобные шоу сопровождаются фактами из биографии художников или его цитатами. Зрители заходят в большую темную комнату, на каждую из стен которой проецируется изображение, посетители расслабляются на удобных пуфиках и наслаждаются арт-экскурсией. 

Казалось бы, ничего криминального в этом нет, однако многие арт-критики, искусствоведы и художники крайне негативно отзываются о таком погружении в искусство. Многие сравнивают мультимедийные выставки с печатью картин на футболках, чехлах и календарях - покушение на высокое предназначение искусства. К тому же противники “оживших полотен” аргументируют бесполезность мероприятия неоправданно высокой стоимостью: для создания арт-шоу необходимо выкупать права на использование картин, платить за аренду большого помещения и использовать дорогое оборудование для проекции. В среднем цена на подобную выставку начинается от 500 рублей, однако российские зрители с огромным энтузиазмом посещают “ожившие полотна”. В чем причина успеха подобного феномена? 

Российская публика не так хорошо знакома с живописью, как европейская или американская. В школах искусство затрагивают довольно поверхностно, а по собственному желанию единицы погружаются в культурную жизнь. Из-за академического пробела обыватель, например, попадая в картинную галерею, чувствует себя неуютно. Порой дело не в отсутствии мотивации изучать искусство, а в его элитарном, сложном для понимания языке. Ретроспектива, коннотация, импрессионизм, субстанциальный объект, нарратив, энвайронментализм… Для вас понятно каждое из этих слов? Поздравляю, вы - человек, который крутится в культурной тусовке. Для 90% россиян эти слова - набор букв. То же самое с интерпретацией искусства в галереях и выставочных центрах. Рядовому посетителю непонятен не замысел автора, а объяснение его работы.

 ZV_g6BhwCNA.jpg?size=2560x1707&quality=96&sign=db21e8d1a38d29eeab180bb750ad5eb3&type=album

По этой причине мультимедийные выставки так полюбились русскому зрителю: визуальное восприятие гораздо лучше развито у современного человека - это, прежде всего, связано с наступлением эры кино и телевидения. Наблюдение за проекцией не требует интеллектуальной нагрузки: человеку достаточно наслаждаться эстетической картинкой и вдохновляться работами классиков. Это просто, легко и понятно.  Но почему чаще всего мультимедийные выставки затрагивают авангардные направления живописи? Давайте разбираться.

Почему никто не делает мультимедийные выставки по Шишкину, Репину или Айвазовскому? В Люмьер-Холле мы можем встретить мультимедийную выставку по Рене Магритту, Сальвадору Дали, Фриде Кало… Дело в том, что эти художники работали в жанре сюрреализма. Основной концепцией этого направления является преобладание аллюзий и парадоксов, а многие художники черпали вдохновение для своих работ из снов и даже галлюцинаций. Наблюдать за выдуманным миром гораздо интереснее, чем за реальным, поэтому работы классиков академической живописи не пользуются популярность. Звездное небо Ван Гога, авангардные композиции Кандинского и плавающие миры Моне гораздо ярче, чем русские просторы с полотен Левитана. По этой причине многие представители арт-бизнеса считают лучшим вариантом для ознакомления публики с искусством 20го века формат мультимедийных выставок. Это впечатляет. Это завораживает. Это напоминает нам сны и детские мечты.

Но на один из вопросов мы не дали ответ. Как стоит относиться к этому людям, которые живут искусством и считают такой формат кощунством и издевательством? Мне кажется, стоит попытаться понять и простить. В большинстве своем создатели подобных выставок преследуют благую цель - погрузить обывателя в мир искусства. Этот сравнительно новый метод заражает молодежь и старшее поколение любовью к живописи. И пусть они приходят на мультимедийные выставки, делают фотографии и публикую их в социальных сетях в хештегом #навыставкевангога. Посещение медиавыставки - первый шаг к походу в Третьяковку или прохождению искусствоведческого курса. В войне за просвещение все методы хороши.

 qZ0Y6N0iWdE.jpg?size=2560x1707&quality=96&sign=2cbde8c6ccf6cf812934e8d9461ea56e&type=album

Резюмируем: “ожившие полотна” - это глоток свежего воздуха, весенний ветер перемен в презентации искусства обывателю. Арт-бизнес распространяет эту программу огромной сетью по всей стране, внедряя ее не только в крупные административные центры, но и в небольшие города. После посещения мультимедийной выставки зритель ощущает тепло удовлетворения: он познакомился с чем-то элитарным и высоким и при этом приятно провел время. Просто, ярко, живо - этими словами можно описать проект “ожившие полотна”. Можно относиться неоднозначно к новому течению искусства, но такой формат полюбился зрителю, это не стоит забывать. 

Фото: Алина Крендюкова


Читайте также
20 апреля
10:05
Отечественному цирку исполнилось 105 лет
19 апреля
08:30
Спектакль «Николай Ставрогин» представили на страницах книги в МХТ имени Чехова
17 апреля
17:00
Художник-энерготерапевт рассказала, что такое энергетические картины и какая магия за ними стоит