О литературной любви Скрябина под аккомпанемент фортепиано и флейты

О литературной любви Скрябина под аккомпанемент фортепиано и флейты

Многие считают, что поздний вечер – лучшее время для чтения книг. Но как минимум раз в году такой книжный вечер можно провести в кругу единомышленников в одном из культурных центров столицы. В этот раз проект «Библионочь» прошел 28 мая, и одним из участников акции стал Дом-музей Марины Цветаевой, где состоялись концерт и лекция, посвящённые композитору Александру Скрябину и поэтам Серебряного века.
29 мая
09:30

Источник:

«Библионочь» – ежегодная социально-культурная акция, благодаря которой можно посетить мероприятия, посвященные чтению. В эту ночь библиотеки, театры, музеи и арт-пространства расширяют время и формат своей работы.

Дом-музей Марины Цветаевой стал участником этой акции и, после официального закрытия музея в 19:00, открыл двери для всех желающих. В первой части культурной программы гости музея прослушали лекцию от старшего научного сотрудника Марии Степановой о связи А.Н. Скрябина с литературным кругом. Мероприятие было приурочено к 150-летию со дня рождения композитора.

1653806284_5bfda571592a445da33fdc8c5dd00b7ejpg.jpg

Перед вами краткое изложение этой лекции:

Александр Николаевич – одна из знаковых фигур серебряного века. По воспоминаниям современников, Скрябин проявлял интерес к поэтическому искусству, особенно к поэтам-символистам. Стихи Бальмонта, Иванова и учебник по стихосложению – книги, хранившиеся на полке в квартире Скрябина. Друг музыканта Леонид Сабанеев вспоминал, как кто-то однажды принёс Скрябину сборник поэтов-футуристов «Пощечина общественному вкусу», который также был высоко оценён композитором. Особенно Скрябину понравились стихи Велимира Хлебникова. Александр Николаевич считал: «Можно творить новые слова, как мы творим в музыке новые гармонии и формы». Удивительно, что Скрябин, не будучи литератором, принимал словотворчество, в отличие от некоторых поэтов, например, Сергея Есенина. Другой представитель литературной сферы Игорь Северянин считал, что его стихи лучше всего читать под музыку Скрябина. 

Марина Цветаева не была знакома со Скрябиным, но у них был круг общих знакомых. Например, Константин Дмитриевич Бальмонт – близкий друг обоих деятелей культуры. Демоническую природу музыки Скрябина Цветаева описывала в записи о смерти композитора.

Программа второй части состояла из музыкальных композиций Скрябина, которые исполнили лауреаты международных конкурсов Ольга Хамзаева (фортепиано) и Марина Зубанова (флейта). Среди прозвучавших произведений были «Этюд ор.8 №11», «Ноктюрн ор.5 №1», «Избранные прелюдии ор.11» и «Соната-фантазия №2 ор.19 в 2-х частях».

1653806342_79fb8e59579c4649af5f7370a47051aajpg.jpg

Анна Николаевна Гришанова, учитель фортепиано в музыкальной школе, поделилась впечатлениями от концерта:

 Слушать камерную музыку в такой обстановке было для меня большим удовольствием. Девушки прекрасно исполнили произведения, особенно мне понравилось переложение на флейту – это звучало очень гармонично. Полезно было услышать и прелюдию о литературной жизни Скрябина. До этого вечера я была уверена, что хорошо знакома с его биографией, но сегодня я впервые услышала о тесной связи композитора с поэтами-символистами и футуристами. На мой взгляд, именно по этой причине нужно посещать подобные мероприятия. Будучи уверенным, что знаешь все, обязательно открываешь для себя новое.


Читайте также
18 марта
16:10
Искусство пронизанное нитками: 15 марта состоялось открытие выставки «Соткано»
13 марта
18:20
«40 лет с песней по жизни»: поэтесса Лариса Рубальская рассказала о подготовке к концерту
07 марта
20:00
В Москве прошла выставка американской художницы Кристи Липпайр «Цвет как форма»