«Тайная вечеря» и «Иоанн Креститель»: добро и зло в лике великого художника

«Тайная вечеря» и «Иоанн Креститель»: добро и зло в лике великого художника

17 октября
22:40

Источник:

17 октября в театре «Модерн» прошла премьера нового спектакля Юрия Грымова «Леонардо» – второй части задуманной режиссёром трилогии «Антихрист и Христос», продолжения «Петра Первого». В спектакле раскрывается образ одного из величайших творцов эпохи Возрождения Леонардо да Винчи не только как художника, изобретателя и «универсального человека», но и как того, кто сочетал в себе в равных пропорциях добро и зло, кто имел в себе сразу оба лика – и Антихриста, и Христа.

Спектакль необычный, состоящий из наложенных друг на друга сюжетных пластов, в самом центре которых, если снять их один за другим, можно увидеть свечение божественного символа. Всё время, которое занимала поставленная на сцене история борьбы Леонардо, меня не покидала параллель между ней и картиной Тивадара Чонтвари «Старый рыбак» – впрочем, сравнение с любым другим художником бессмысленно, ведь мы можем провести её и с картиной самого Леонардо – «Иоанном Крестителем». Именно показом этой картины завершается постановка – на неё долго смотрят служители церкви, не зная, кем является тот, кто изображён на полотне. Иоанн Креститель – символ свободы, но под рукой Леонардо он вышел одновременно и мужчиной, и женщиной, самим Антихристом, в котором ученики мастера увидели своего учителя.

Спектакль достаточно минималистичен. Декораций практически нет, что создаёт впечатление пребывания в монастыре, в келье, в которую не может проникнуть свет. Впрочем, свет здесь всё же есть: то тут, то там с неба спускаются лучи – светлые, ниспадающие на руки Леонардо; красные, окрашивающие человеческие лица в ярость; и белые, когда всё происходящее кажется неестественным. Настолько же неестественным, как и создание крыльев.

Леонардо действительно сочетает в себе Антихриста и Христа, причём ни один из них не одерживает верх. Леонардо создаёт «Тайную вечерю» и этими же руками, которыми держит кисть, желает сделать бомбу, и этими же руками сталкивает с крыши ученика, надевшего изобретённые им крылья. Леонардо горд, и гордость в нём граничит с гордыней: очень острый диалог происходит между ним и учениками, которые пытаются вразумить его, говоря, что Бог не дал человеку крылья. «А я дам», – отвечает Леонардо, желая быть выше Бога. Противоречие основывается на противоречии, и Леонардо стремится к приобретению абсолютной свободы от человеческих чувств, стоящей жизни всех, кто его окружает.

Спектакль заслуживает того, чтобы его увидеть. Один раз или несколько, понять или не понять – но увидеть его нужно обязательно. Увидеть и посмотреть в зеркало со странным предощущением понимания того, чей именно лик в нём проявится. По словам Юрия Грымова, «человеческое тело – это приёмник абсолютно всего: и ужасного, и великолепного». И именно эти слова являются стержнем, фабулой «Леонардо».

Автор фото — Кирилл Костецкий

Автор фото: Кирилл Костецкий Автор фото: Кирилл Костецкий
Автор фото: Кирилл Костецкий Автор фото: Кирилл Костецкий
Автор фото: Кирилл Костецкий Автор фото: Кирилл Костецкий

Читайте также
19 апреля
08:30
Спектакль «Николай Ставрогин» представили на страницах книги в МХТ имени Чехова
17 апреля
17:00
Художник-энерготерапевт рассказала, что такое энергетические картины и какая магия за ними стоит
17 апреля
11:15
Директор Театра Вахтангова Кирилл Крок презентовал книгу в РГБИ