Царь-девица: возрождение цветаевского фольклора в Театре Романа Виктюка

Царь-девица: возрождение цветаевского фольклора в Театре Романа Виктюка

10 декабря в Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «Царь-девица» по мотивам поэмы Марины Цветаевой. Режиссером постановки выступил Дмитрий Бозин.
13 декабря
00:15

Источник: https://teatrviktuka.ru/car-devica/

В основе спектакля – поэма Марины Цветаевой «Царь-девица». Произведение было написано в 1920 году по одноименной сказке фольклориста А.Н. Афанасьева. По сюжету​ могучая дева-воительница полюбила хрупкого царевича-гусляра, но им не суждено быть вместе из-за козней его ревнивой мачехи.

Впервые со всею ясностью Цветаева открыла читателям тайну своего трагического мироощущения. Поэтесса литературно обработала и переосмыслила сюжет сказки и превратила историю в поэму об одиночестве в любви. Режиссер Дмитрий Бозин оживил трагическую лирику Цветаевой с помощью пластического и поэтического театра. ​Эта постановка стала продолжением традиции поэтического театра Романа Виктюка, которую заложил его основатель в 2015 году постановкой по драме «Федра» все той же Цветаевой.

Режиссер Дмитрий Бозин так высказался о поэме «Царь-девица»:

«Взяв за основу старинную сказку, Цветаева создала удивительное пространство, где ветер говорит с морем и люди говорят с ветром и морем, где чувства людские равны стихиям. Каждый вздох, каждый слог распахивается в пространство природы. Но в то же время каждое слово этой сказки трогает и пробуждает именно сокровенную суть человека, его тайну. «Царь-девица» – не детская сказка, это трагедия, но она полна юмора и волшебства. Я буду рад, если наш спектакль подарит людям ощущение чуда и веру в беспредельность любящих».

Действие «Царь-девицы» разворачивается в условном вневременном пространстве. Сюжет для русской сказки очень нетипичен: мачеха влюбляется в своего пасынка и с помощью колдовства решает подчинить себе царевича, роль которого мастерски исполнил Станислав Мотырев. Все герои на сцене предельно искренне перед другими и самими собой. У каждого из них есть потребности, но у всех они разные. Если Царь в исполнении Дмитрия Жойдика утонул в пьянстве и не может представить свою жизнь без алкоголя, то мачеха не в состоянии жить без молодого человека: «Опостылела царёва кровать! / Я с Царевичем хочу ночевать».

Актриса Виктория Савельева исполнила сразу две роли в спектакле – она представала перед зрителями то в образе мачехи, то как Царь-девица. Обе героини – это сильные духом женщины. Каждая из них готова отдать свою жизнь за Царевича. Цельность этих образов дополнили костюмы Евгении Панфиловой. Благодаря фантазийно-былинной стилистике они создали необходимый визуальный контекст сюжетной канвы. Интересно, что в финале Царь-девица появляется на сцене без привычных ей атрибутов воинственного существования. Она предстает перед зрителями не мужественной и непобедимой, а глубоко страдающей и беззащитной. Двойную роль в спектакле также исполнил режиссер Дмитрий Бозин. Его герои – сказочный персонаж «Старичок-кулдунок» и природная стихия Ветер.

Композиционный центр сценографии художника Владимира Боера – это корабль, на котором приплывает Царь-девица. Он же становится колыбелью для Царевича и местом встречи влюбленных. Другая замысловатая декорация – стена с копьями, на которые, подобно встречам с жизненными трудностями, натыкаются герои.

Простая бытовая речь в спектакле соединяется с мелодекламацией, старославянскими напевами, заклинаниями и языческими заговорами.  Обращения к природе и сравнения героев себя с животными, звездами придают произведению еще больший языческий колорит: «Как у молодой змеи да старый уж, / Как у молодой жены да старый муж».

Кульминацией спектакля стал вихревой танец-мистерия. В нем соединились мысли и чувства всех персонажей. Именно в этот момент наиболее остро ощущалась трагедия героев, находящихся в постоянном поиске и не имеющих возможности обрести счастье с любимым. Эта постановка дает большое пространство для размышлений о вседозволенности и той грани, за которую не стоит переходить в стремлении достичь желаемого.

«Царь-девица» в Театре Романа Виктюка вновь появится на сцене 16 декабря. Ознакомиться с билетами можно на официальном сайте.


Читайте также
24 апреля
10:00
В музее Тропинина открылась выставка семейных и детских портретов 18-19 веков
22 апреля
14:35
В Музее Победы увековечили память о цирковых деятелях, участвовавших в Великой Отечественной войне
21 апреля
19:00
В рамках акции «Библионочь» прошла выставка «Городские тренды. 10 модных образов»