Игорь Неведров о творческом ребенке Мандельштама и голосах в голове

Игорь Неведров о творческом ребенке Мандельштама и голосах в голове

Интервью с Игорем Неведровым – исполнителем главной роли в спектакле "Мандельштам"
25 марта
23:25

Источник:

«Мы живем, под собою не чуя страны…» – строки, ставшие роковыми, 14 марта вновь прозвучали в Театре Романа Виктюка.

«Мандельштам» – это постановка о судьбе великого поэта, о художнике и власти и о том, что поистине гениальные произведения не подвластны ни времени, ни воле даже самого жестокого тирана. Премьера спектакля состоялась 29 ноября 2017 года. 

1679777563_mand1jpg.jpg

О том, почему был выбран такой репертуар, режиссер постановки Роман Виктюк рассказывал в интервью Известиям

– Мандельштам – представитель революции в искусстве. Он, Даниил Хармс, Александр Введенский были главными революционерами. Эти русские поэты из породы уникальных людей, которая была уничтожена. То, что они писали, что предлагали, было сознательно остановлено. За это их изолировали от искусства. И это преступление. Потому что, когда их не стало, никого не волновало, в чем же была их гениальная идея, прозрение, опережающее время на сто лет. 

Этот спектакль – первая в России постановка одноименной пьесы американского современного драматурга Дона Нигро, который за свою жизнь ни разу не был в России. Но тонко чувствовал русских писателей. Ему принадлежит цикл пьес про Толстого, Пушкина, Гоголя, Достоевского – Нигро можно назвать настоящим фанатом русской литературы. 

Игорь Неведров, исполнитель главной роли Осипа Мандельштама, рассказал о том, как получил эту роль. Оказалось, что бывший руководитель театра и постановщик этой пьесы Виктюк любил «подогреть» интерес:

– Роман Григорьевич  интриговал целую неделю: «У меня для тебя такая роль, такая роль!» А когда я начинал расспрашивать его, он отвечал только «узнаешь» и больше ничего не говорил. 

1679777623_mandelshtam1jpg.jpg

Также актер добавил, что его первое прочтение пьесы прошло со слезами: «Это очень трогательная история!» 

Во время нашей беседы Игорь не раз обращался к поэзии Марины Цветаевой – большой поклонницы творчества Осипа Эмильевича. «Если существует Бог поэзии, – писала Марина, – то Мандельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым». Цветаева посвятила Мандельштаму в произведении «Гибель от женщины. Вот знак…» следующие строки:

Ах, запрокинута твоя голова,

Полузакрыты глаза – что? – пряча.

Ах, запрокинется твоя голова –

Иначе.

– Это о его тяжелой судьбе. Как она предвидела? – удивился Игорь. 

«Мандельштам» Виктюка – не документальная история, а фантасмагория. Спектакль похож на сновидения, которые снятся Мандельштаму, Сталину или Пастернаку. Роман Виктюк поставил пьесу так, что актеру играют на кладбище – на портретах арестованных поэтов, писателей, философах – всех деятелей культуры. Они, подобно Мандельштаму, были арестованы в разные годы репрессий. Фотографии их обескураженных лиц вызывают тяжелые ассоциации. 

1679777266_img6421kapitsajpg.jpg

Но несмотря на не самое заманчивое описание, Игорь считает спектакль жизнеутверждающим:

– Он воспевает творчество. В спектакле показано не противопоставление, а именно сопоставление творческого и властного начал. Здесь происходят встречи Сталина и Мандельштама, которых никогда не было в жизни. Например, сцена допроса. И такое сопоставление говорит нам о том, что творчество дарит надежду и помогает людям оставаться людьми. Это жизнеутверждающая мысль.

В спектакле не делается упор на сходстве персонажей. Ни один герой не гонится за правдоподобием.

– Внешне я совсем не похож на Мандельштама. Я не делаю грим, не подражаю манерам исторической личности. Уход от этого правдоподобия дает момент обобщения. Каждый из персонажей представлен как сущность, как определенный архетип: поэт и власть, женское начало, поддерживающее и подавляющее. А мы знаем, что женщины могут как вознести к небесам, так и низвергнуть в пропасть.

1679777677_mandelshtam5jpg.jpg

Спектакль действительно трагичен, но несмотря на это, он дарит надежду. И главному герою, и зрителям. Пример этому – эпизод, когда дух Мандельштама рассказывает Пастернаку о том, что он незадолго до смерти увидел на стене надпись. Она ему показалась знакомой. Эта надпись была строчкой из его стихотворения, которую кто-то выцарапал на стене. Возможно, поэзия поддержала человека в трудную минуту. И в такой момент Мандельштам, будучи тяжело больным, находящийся в нечеловеческих условиях, абсолютно счастлив – его жизнь прожита не напрасно. 

– Мандельштам в нашем спектакле, – рассказал Игорь, – это воплощение творческого ребенка, главное желание которого – иметь возможность творить. Наш драматург говорит о том, что у поэта в голове всегда звучат голоса, и он просто дает им прозвучать через себя в этот мир. В общем-то, в этом и состоит задача любого творца. У нас в спектакле звучит только одно стихотворение – то печальное, которое Мандельштам даже не записал, а просто рассказывал людям на улице. В этом произведении и выражается дурачество. Но творчество без внутреннего хулиганства существовать не может.

Во время подготовки к роли Игорь стремился поймать зерно творческого хулиганства. Актер зачитывался поэзией, в том числе и сборниками Надежды Мандельштам – именно жена Осипа спасла его наследие. На вопрос, удалось ли Игорю услышать голоса, которые звучали в голове Мандельштама, исполнитель роли, улыбнувшись, ответил: «Я к ним прислушиваюсь. Каждый раз, когда выхожу на сцену. И стараюсь соответствовать».

Детской живости и непосредственности творческого ребенка в спектакле противопоставлена машина государства, которая серьезно занимается умами людей. Мандельштам попал под колеса этой машины.

1679777714_mandelshtam4jpg.jpg

На вопрос, который волнует читателей поэзии Мандельштама, закончился ли век-волкодав, у Игоря есть ответ:

– Мне кажется, в любое время и в любом месте поэт ощущает себя непросто потому, что чувствует боль людей. И ощущает он это острее, чем кто бы то ни был. 

Такое ощущение помогло творчеству Осипа Эмильевича опередить свое время. Про вечных творцов говорят: поэт пишет для читателя, который прочтет его в перспективе столетий. По мнению Игоря, именно поэт создает эпоху, а не наоборот. Такие гении наполняют время символами и смыслом. 

1679777739_mandelshtam1jpg.jpg

Иван Бездомный, Сергей Есенин, Осип Мандельштам – на вопрос, роль какого поэта он проживет на сцене в следующий раз, Игорь дал уклончивый ответ:

– Вы знаете, мне кажется, я уже настолько избалован ролями, что не испытываю актерского голода совершенно. Я придерживаюсь такой позиции: главное, играть с интересными людьми. В бездарной команде даже самая желанная роль будет даваться тяжело, и, наоборот, какая-нибудь незначительная роль среди заряженных творческой энергией талантливых людей может принести огромное удовольствие. И этот спектакль тому подтверждение. Коллектив спектакля – как ожерелье, где удивительной красоты бусины парадоксальным образом контрастно отличаются друг от друга по стилю игры, по мироощущению. А спектакль соединяет их и создает энергетические вихри. В «Мандельштаме» заняты ведущие артисты, собранные на одной сцене еще Романом Григорьевичем, и работа каждого из них заслуживает отдельных аплодисментов.

1679777761_mandelshtam2jpg.jpg

Роли в спектакле исполнили

Мандельштам: ИГОРЬ НЕВЕДРОВ

Надежда Мандельштам: засл. артистка РФ ЕКАТЕРИНА КАРПУШИНА 

Сталин: ДМИТРИЙ ЖОЙДИК

Пастернак: ПРОХОР ТРЕТЬЯКОВ

Жена Пастернака: засл. артистка РФ ЛЮДМИЛА ПОГОРЕЛОВА

Фото: Театр Романа Виктюка


Читайте также
20 апреля
10:05
Отечественному цирку исполнилось 105 лет
19 апреля
08:30
Спектакль «Николай Ставрогин» представили на страницах книги в МХТ имени Чехова
17 апреля
17:00
Художник-энерготерапевт рассказала, что такое энергетические картины и какая магия за ними стоит