Феминизация политических элит: Исторические предпосылки участия женщин в политическом процессе

Феминизация политических элит: Исторические предпосылки участия женщин в политическом процессе

Анализ этапов и логики феминизации политической элиты, изучение факторов, препятствующих и способствующих продвижению женщин в большую политику, исследование представительства женщин в органах власти и особенностей женского лидерства и стремление показать, что феминизация политической элиты можно рассматривать как путь развития идеального государства.

01 мая
20:00

Источник:

Проблема преодоления гендерных диспропорций в политической сфере связана с сохранением стереотипа о неспособности представительниц женского пола занимать высшие управленческие должности. Россия в рамках решения данного вопроса отстает от других государств, находясь лишь в начале борьбы c укорененными устоями. Несмотря на многие актуальные показатели достижения формального гендерного равенства, преодоление гендерной асимметрии в политике еще не достигнуто. «Маргинализация» женщин в структурах власти рассматривается многими политологами как симптом кризисного состояния системы политического представительства, поскольку политическая культура нуждается в феминизации политической элиты.

Первый этап борьбы за политические права женщин закончился с получением права избирать и быть избранными. Второй этап борьбы женщин за равноправие заключается в овладении опытом и технологиями позитивного участия в политическом процессе. Этот этап наполнен сложностями и противоречиями. И здесь начинают лидировать даже те страны, которые предоставили право голоса женщинам на более позднем историческом отрезке времени.

Исторический опыт показывает, что политика в отношении женщин подвержена влиянию таких фундаментальных факторов, как экономические интересы различных классов и социальных слоев, тип политического режима.

Борьба женщин за политические права начинается с вопроса о полноценном гражданстве, с возможности избирать и быть избранными. Именно на данном этапе многие страны столкнулись с рядом противоречий и сложностей.

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В истории общественного сознания отражены различные взгляды на природу женщины и ее положение в обществе. Женский вопрос в различные исторические периоды наполняется конкретно-историческим содержанием, обладает соответствующими характеристиками: целями, формами, степенью социальной видимости.

Используя компаративный метод исследования, ряд ученых-политологов предприняли попытку выделить основные факторы, влияющие на процесс приобретения политического гражданства женщинами. Можно выделить два основных типа получения женщинами гражданских прав.

Северные страны и англо-саксонский вариант

Эта модель характерна для стран, где получение женщинами гражданских прав и возможности избирать происходило одновременно с мужчинами, при этом необходимо подчеркнуть наличие всеобщего избирательного права. Важно отметить значительную роль феминистского движения суфражисток, организованного в конце 19 века, которое, приняв массовый характер, сыграло решающую роль в развитии северных стран и особенно Великобритании.

Другим объяснением прорыва скандинавских и англосаксонских стран в вопросе получения женщинами политического гражданства и прав, с одной стороны, является протестантская религия, защищающая права человека, с другой — стремительный процесс индустриализации этих стран. Как отмечает в своем произведении «Протестансткая этика и дух капитализма» Макс Вебер, «католик ... предпочитает устойчивое обеспеченное существование, пусть с меньшим доходом ... протестант склонен хорошо есть, тогда как католик предпочитает спокойно спать». Природа права в системе стран англосаксонского права также оказала благотворное влияние на возможность женщинам получить гражданские права.

Вариант латинских стран

Этот вариант характеризуется значительным отставанием в предоставлении женщинам гражданских прав. В 1804 году Наполеон I издал Гражданский кодекс, состоявший из 36 законов и охватывавший все аспекты жизнедеятельности французов. Он представлял собой совокупность запретов для женского пола: женщина объявлялась юридически бесправной. Гражданский кодекс демонстрирует полную неправоспособность замужних француженок: «Муж должен обеспечивать защиту своей жене, жена обязана повиноваться своему мужу». Таким образом, замужняя женщина рассматривалась так же, как и лицо несовершеннолетнее, зависимое от супруга. Без согласия «второй половины» жена не имела права сдавать экзамены, поступать в университет, открыть счет в банке, получить паспорт, пройти курс лечения или подать судебный иск. В дополнение к перечню узаконенных табу в 1810 году законом были установлены меры наказания за супружескую измену.

В странах, подчиняющихся кодексу Наполеона, женщины получили политические права только после Второй мировой войны, намного позже мужчин, в условиях благоприятной международной обстановки, способствующей распространению прав человека. (Всеобщая декларация прав человека 1948 года, которая утверждала равенство полов во всех областях.)

В отличие от предыдущей модели феминистические течения носили менее выраженный и организованный характер, партии, в большинстве своем, были против вхождения женщин в политическую сферу жизнедеятельности общества. К тому же католическая религия была настроена менее благосклонно и осуждала женскую эмансипацию.

Можно выделить ряд основных факторов, оказывающих влияние и обуславливающих процесс принятия политических прав и обязанностей женщинами: природа политического режима, политическая стратегия партий, доминирующая религия, развитие и влияние феминистических течений.

Рассмотрим проблемы и перспективы, а также некоторые исторические предпосылки участия женщин в политическом процессе России и Франции. До первой половины XX века во Франции гендерный статус являлся основополагающим фактором при распределении общественно-политических компетенций. Широкомасштабные инициативы, предпринятые «слабым полом» относительно формирования национального статуса Франции на международной арене, имплицитное воздействие «второго» пола на процессы радикальных внутриструктурных преобразований страны реализовывались в контексте «всеобщего» признания нравственного догмата: сакральное предназначение женщины заключалось в исполнении функций матери и супруги.

Российское общество не может говорить о подобном прорыве женщин в эшелоны власти. Полученные права в 1917 году не изменили сознание масс и не гарантировали автоматического вхождения в структуры власти. Доминирующая православная религия и патриархальный уклад общества не давали возможности развиться феминистическим идеям, привнесенным с запада. Существенно и то, что появившееся в Англии движение феминисток, прижившееся и развившееся в Америке, является порождением протестантской этики с ее идеями равенства и индивидуализма. Если в протестантской культуре равенство полов — это фундаментальная, социально поощряемая норма, то у нас это совсем не так. Феминизм как совокупность нечетких представлений о судьбах женщин и методах их защиты в России существует, а самих феминисток как ярких образов и типажей нет. Феминистские движения в России представляют собой разрозненные организации.

Западный феминизм не приживается в России из-за демографического положения (женщин, согласно статистическим данным, больше, чем мужчин), и русские женщины еще не прошли те фазы феминизма, которые стали для Европы прошлым.

На своем жизненном пути, на протяжении всей истории женщины попадали в трагическое переплетение различных коллизий, которые по разному оказывали влияние на их характер.

Но тем не менее в случае российского опыта можно сделать следующие выводы.

В последние годы наблюдается небольшая эволюция в среде женских политических элит российского общества. За последние два-три года женщины начали усиливать свою активность как в политической, так и в экономической сферах. Пока они немногочисленны и уступают по всем позициям мужчинам, что обусловлено объективными причинами. Причиной гендерных диспропорций политических элит России является целый набор факторов, которые в разной степени влияют на положение женских политических сил в зависимости от конкретной исторической эпохи и доминирования то одной, то другой группы факторов.

  1. Особенности политической культуры (ценности, установки, нормы и гендерные стереотипы).
  2. Социоэкономические факторы (образование, профессиональная деятельность, доходы, гражданское состояние).
  3. Институциональные факторы (правительственная и партийная практики назначений, избирательная система, образцы карьеры, система квот, гендерная сегрегация и дискриминация).

Особенное положение России между Западом и Востоком всегда оказывало влияние на развитие, формирование российского общества. Западная модель ориентирована на модернизацию, восточная основывается на традиции, каждая из моделей обладает своим ценностным комплексом, своей свободой, своими правилами. Русская женщина, в силу исторических обстоятельств и своего национального менталитета пытается сочетать в себе обе модели, аккумулировать ценностные ориентации и модернизма, и традиции. Это вызывает определенные трудности.

Можно сделать вывод, что вследствие непрерывной борьбы за «место под солнцем», за лидирующие позиции женщины стали более образованными, более целеустремленными, они адаптировались к сложной обстановке выживания и способны выдерживать конкуренцию с мужчинами. К сожалению, женщины в политической элите России — феномен пока редкий, но тенденции к улучшению намечаются.

Содержание и форма реальных прав и возможностей женщин в стране зависит, прежде всего, от общих социально-экономических условий, уровня имеющихся материальных благ, доходов населения, финансового положения семей. Эти права и возможности определяются также особенностями исторического развития, традициями, преобладающими идеологическими, философскими, политическими и иными концепциями и взглядами, степенью и конкретным уровнем влияния той или иной религии.

Авторы Дана Трофимова и Софья Борисова 


Читайте также
13 апреля
09:10
День благотворителя: подборка сервисов для пожертвований
20 марта
16:10
Студентка из Санкт-Петербурга разработала собственную игру
20 марта
11:20
«Семью не выбирают»: Учащаяся ЮФУ объявила о старте онлайн-фестиваля «Мы Рядом»