26 мая на сцене Московского Театра Луны состоялся спектакль о судьбах двух величайших гроссмейстерах истории - Капабланке и Алёхине. Кто он, настоящий гений? На что способен человеческий мозг? Какова цена победы? На эти вопросы во время представления пытались найти ответ зрители.
Возможно ли поставить спектакль о шахматистах в жанре исторической драмы оригинально, а не скупо перебирая основные вехи биографии реальных гроссмейстеров? Проект художественного руководителя Московского Театра Луны Сергея Проханова «Маки» доказал, что нет ничего невозможного.
Маки – яркие алые цветы, приковывающие внимание и одурманивающие, быстро расцветающие и так же быстро заканчивающие своё цветение. Жизнь прекрасных маков так же коротка, как и жизнь гениев. Есенин – 26 лет, Маяковский – 37 лет, Чехов – 44 года… Судьба одарила их большим талантом, украсила их жизненный путь удивительными событиями, способными изменить ход всей истории, но заметно сократила отведенное им время. Однако о гениях литературы было сказано довольно много – в своем спектакле режиссер рассказал историю людей, которые одним своим существованием доказали то, что удивительные способности человеческого мозга пока непостижимы.
Моцарт и Сальери двадцатого века, гении, обладающие даром мыслить быстрее, чем все остальные, и просчитывать каждый следующий ход. «Маки» - история шахматного поединка, от которого зависело гораздо больше, чем звание чемпиона мира, история Алёхина и Капабланки. Герои были противоположностями во всём с самого начала: Хосе Рауль Капабланка родился на солнечной Кубе и, как полагается обаятельному жизнелюбивому кубинцу, имел несколько страстей – шахматы, танцы и красивые девушки. Подобно Моцарту, доверяющему шестому чувству больше, чем аксиомам музыкального искусства, Капабланка делал ходы, казавшиеся сопернику абсурдом, и вновь побеждал. Александр Алёхин – русский дворянин, прошедший через множество испытаний, среди которых Первая мировая война, смерть любимых людей, разлука с родиной. «Шахматный вундеркинд», Алёхин, не раз получавший награды за красоту игры, стал единственным шахматистом, который умер, являясь действующим чемпионом мира.
Какова же была цена победы? Почему богиня шахмат и любовница Марса, Каисса, подарила Алёхину ту самую партию? Пожалуй, удел любого гения – одиночество. «Сначала ценишь способность к одиночеству, а потом не знаешь, куда от него деться», - исповедальным тоном сказал Алёхин со сцены. Победитель сменяет победителя, и каждый гений быстро отцветает, как прекрасный алый мак.