В ГИТИСе состоялась премьера «Мертвых душ»

В ГИТИСе состоялась премьера «Мертвых душ»

21 марта студенты мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе впервые представили вниманию зрителей спектакль «Мертвые души» (фантазия по одноименной поэме Гоголя). Молодой режиссер Александр Золотовицкий изобразил на сцене свое видение продолжения произведения классика

21 марта
23:50

Источник:

Спектакль открывает сцена, в которой Павел Иванович Чичиков радуется, что скупил несколько сотен мертвых душ. Он любовно перебирает их пофамильно, вспоминает процесс покупки. Вдруг с потолка падает окровавленный мертвец с топором и садится рядом с Чичиковым. За ним из-за кулисы волной выбрасывает утопленницу с камнем на шее. Это и есть мертвые души из тетрадки помещика. Умершие Степан Пробка и Елизавета Воробей начинают обхаживать нового хозяина, к ним присоединяются ещё четверо мертвецов, и вместе они восхваляют херсонского помещика. Кормят его, поят и приводят невесту, тоже мертвую.

Чичиков не был бы Чичиковым если бы тут же не вжился в роль богатого и владетельного крепостника. Павел Иванович уже мечтает о власти над всей Россией. И тут зритель спектакля, как и читатель поэмы, убеждается, что мертвы не только крестьяне, мертв душой именно Чичиков. Может, с самого начала спектакля он не был живым, раз видит мертвых, общается с ними, принимает пищу из их рук.

Сцена купания в бане перед свадьбой напоминает обряд инициации. Скорее всего, в этот момент душа помещика окончательно умирает. Уже в финале спектакля мы видим сценку, разыгрываемую мертвецами перед хозяином, где кукла с посмертной маской главного героя пародирует его монолог о собственном могуществе.

Спектакль кудряшовцев исследует русский танатос. В нем звучат мысли о конечности всего сущего. О власти смерти даже над любовью. О бесконечности страданий и после смерти. Когда Чичиков спит, мертвые выходят на перекур и ведут философский диалог.

«- Я люблю тебя, Степан.

- Не можешь ты меня любить. Любви нет, есть только смерть»

«- Я вообще на бога обиделся. Он обещал мне райские кущи, благодать… а тут опять кормить, поить»

Когда Чичиков просыпается, Степан заводит с ним разговор о неизбежности конца. Пить кофе не потому что вкусно, а потому что хочется допить до конца. Курить сигарету до конца. Смотреть спектакль ради конца. Всю жизнь готовиться к концу.

Логичным завершением спектакля стало погребение Чичикова вместе с мертвыми крестьянами. Актеры один за другим уходят в яму прямо на сцене. Вообще пространство сцены устроено очень интересно. Актеры могут появляться из-под земли, падать с потолка, заходить в одну дверь и возвращаться в то же место из другой.

Как не ограничено пространство сцены, так, кажется, и безграничны способности актеров. Несмотря на молодой возраст, ребята уже овладели высоким мастерством. Каждое слово и движение убедительно, обращено напрямую к зрителю, так что даже не понятно, то ли действие происходит перед глазами, то ли оно уже переместилось в голову и отзывается новыми мыслями.

Создавая новый сюжет, режиссер не отрекся от гоголевских канонов. Актер Денис Парамонов передал классические черты чичиковского характера. Герой предстал увлекающимся, но заносчивым, властолюбивым, но трусливым, прямолинейным, но лукавым.

Новые персонажи тоже не предали традиций. Они говорили на вечные темы жизни смерти, прошлого и будущего, любви и жестокости.

По окончании спектакля зал не прекращал аплодировать. Актеры несколько раз возвращались на поклон. Да и сама творческая атмосфера ГИТИСа стоит того, чтобы посетить спектакль.


Читайте также
17 апреля
15:00
130 лет со дня рождения актера Бориса Щукина
08 апреля
09:00
Кабаре «Гадюка»: история женщины, потерявшей все
06 апреля
10:00
«Разговоры после погребения» в La'Театр