Премьера спектакля "Масенькие супружеские преступления" в театре Романа Виктюка

Премьера спектакля "Масенькие супружеские преступления" в театре Романа Виктюка

Любовь, подобная смертельному вихрю, внезапно проносится над спокойной жизнью двух супружеский пар. Чья жизнь будет потрясена до основания, а чья останется прежней? Почему для кого-то любовь - это то, что возвышает, поглощает без остатка, захватывает, а для того-то - пустая интрижка, секундная панацея от вечной скуки и внутренней пустоты? Все эти вопросы ярко отразились в премьерном спектакле Романа Виктюка «Масенькие супружеские преступления».
26 октября
20:15

Источник: Фото: Полина Капица

24 октября в театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «Масенькие супружеские преступления». Занимательна незатейливость, шутливость названия спектакля при всей его наполненности глубоким смыслом. Можно подумать, это искусная ирония, горькая усмешка над тем, что тяжкий грех становится всего лишь «масеньким преступлением». Более того, эпитет - подражание детской непосредственной речи ещё больше умаляет его тяжесть. Оно даже не маленькое, оно «масенькое», что подчёркивает не только совершенную незначительность, невинность содеянного, но и создаёт иллюзию какой-то особой прелести этого порока. Будто бы эти супружеские преступления теперь порядке вещей, будто бы они стали частью обыденности, частью настолько приевшейся, что почти неприметной.  

Но, думаю, можно выделить и второе значение этого названия. Вероятно, таким образом режиссёр пытается добиться эффекта лёгкости восприятия зрителем этой тяжёлой, драматичной истории. Из этой же серии и то, что часто в спектакле по-настоящему трагические моменты были обыграны и преподнесены в шутливой форме. И вот это пограничное состояние между соучастием к боли, которую проживает персонаж, и невольным смехом от комизма ситуации часто приводило зрителя в смятение. Хочется и плакать, и смеяться одновременно - какое же чувство возьмёт верх? Но здесь уже дело в личном восприятии каждого. Если смотреть поверхностно, то можно увидеть только шутку и от души посмеяться (что в общем-то и делал зал), если же вникнуть в глубинную суть ситуации и понять всю полноту беспощадного трагизма, скрытого под пёстрой вуалью шутки, то будет уже совсем не до смеха. Дальше мы рассмотрим эти моменты уже конкретно.

Так что же понимается под масеньким супружеским преступлением? Это измена. Тема супружеской неверности пронизывает весь спектакль, выступает его основной и содержанием. 

По сюжету две супружеские пары встречаются в поместье. Витольд и Мушка - молодая пара: юные, пылкие, восприимчивые, доверчиво распахнутые жизни, но, увы, уже совершенно остывшие друг к другу. Лулу и Анатоль - супруги почти преклонного возраста, прожившие вместе много лет и охладевшие не только друг к другу, но и к самой жизни. Жизненный опыт, порочное прошлое выжгли их изнутри, уничтожили в обоих супругах способность любить. Внезапный вихрь чувств, интриг, наслаждений захватывает персонажей так, что никто не в силах ему противостоять. Мушка изменяет мужу с Анатолем, а Витольд, в свою очередь, изменяет жене с Лулу. Только для кого-то измена - результат неистового, внезапно нахлынувшего чувства, порыва, поглотившего всё существо, а для того-то пустая интрижка, секундная панацея от вечной скуки и внутренней пустоты. 

Интересна палитра нарядов персонажей, которая, по задумке Виктюка, уже предопределяя действие, выражает сущность героев. Мушка в первой сцене является в белоснежном воздушном одеянии, а Лулу - в чёрном. При одном взгляде на сцену, не зная ни героев, ни их характеры зрителю становится понятно, что это не просто одежда, а ёмкая деталь, важная для воплощения режиссерской задумки. На самом деле отнести персонажа только к одной категории: добра или зла, значит сделать образ однозначным, не особо интересным. Поэтому, например, авторы нового времени уже давно отказались от однотонности образа, окрашенного либо в светлые, либо в тёмные тона. Считалось, что исчерпать персонажа одной категорией, значит обезличить его. И только многогранность и неоднозначность образа обогащала героя, делала его максимально приближенным к живому, реальному человеку, как известно, лишённому абсолютности в своих проявлениях. 

Взглянув на девушку, одетую полностью в белый, многие предугадают, какая роль отведена ей в спектакле. И действительно, белый здесь - символ непомрачённой злом души Мушки, кристально чистой, нетронутой, непорочной. Здесь и детская неопытность, и девичья трогательная нежность, и средоточие невыраженной чистой, женской любви, которая только и ждёт повода, чтобы бурной рекой вырваться прямо изнутри.

То же и с Лулу - в своём чёрном одеянии она воплощение порока. Циничная, беспринципная, равнодушная к чувствам людей расчётливая искусительница, которая ради потехи и насыщения самолюбия умело ведёт хорошо продуманную игру, околдовывает своими женскими чарами Витольда и склоняет Мушку к измене с собственным мужем.

Но несмотря на прямое соотношение характера героини и цвета костюма, не думаю, что задумка Виктюка настолько проста, как кажется на первый взгляд. Да, характеры женских персонажей не отличаются особой сложностью, но ведь они и не настолько однозначны, чтобы можно было вынести безоговорочный вердикт, что Мушка - добро, а Лулу - зло. По крайней мере Мушка не так невинна, как ангел, раз позволяет себе переступить черту дозволенного, черту, установленную вечным божественным законом. Соответственно по всем принципам нравственности она уже не может быть абсолютным добром. Разве что она может казаться такой на контрасте с Лулу, которая ничуть не меняется в конце. Но интересен тот факт, что в течение спектакля Лулу то выходит в воздушном белом халате, надетом на полосатый костюм, то накидывает лёгкую белую жилетку на чёрное платье. Вероятно, это отсылка к её лицемерию, искусному притворству. Хотя в последней сцене она является в роскошном чёрном платье с пышными рукавами. Это платье - яркое отражение властности и силы её характера. А грузность, неподъёмность наряда - символ тяжести порочной, мертвой души, которую уже ничто не способно вернуть к жизни. 

У мужчин же нет чёткой градации по цветам: они часто появляются в джинсах, полосатых жилетах. Но в заключительной сцене Витольд выходит в белом костюме, а Анатоль - в чёрном.

В спектакле мы видим две любовные линии: Мушка (актриса Анна Подсвирова) и Анатоль (заслуженный артист России Олег Исаев), Лулу (заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова) и Витольд (актёр Игорь Невердов). В обеих парах есть искуситель и его жертва. И вот весь драматизм: тот, кто изначально всеми силами сопротивляется совершению греха и оказывается почти насильно втянут в эти дьявольские сети, в конце остаётся сломлен силой безумной, испепеляющей любви. Так Мушка была искушена Анатолем, а её муж - Витольд, Лулу. А тот, кто сам затевает игру, остаётся нетронут чувствами, холоден и невозмутим, как прежде. Как мастерски очаровывает старый Анатоль наивную 20-летнюю Мушку. Слащавые речи, фальшивые фразы, пышные комплименты будоражат, окрыляют впечатлительное сердце, кружат голову. Опьянённая избытком внимания и лести девушка без памяти влюбляется в своего, как она неоднократно выражается, «принца». После равнодушного мужа, который видел в ней «жену», а не «женщину» - последний статус был для него чем-то лишним, «второстепенным» - немудрено, что Мушка со всей своей девичей страстностью готова утонуть в том, кто дал ей возможность почувствовать себя желанной, любимой и исключительной.

А что на самом деле Мушка для Анатоля? Мимолётное увлечение, забава, слабая вспышка на блеклой пелене отцветшей жизни. И неудивительно, что как только девушка по-настоящему влюбляется в него: до дрожи, до самозабвения, он молниеносно теряет к ней интерес. И главное - не скрывает это, не пытается завуалировать ни словом, ни отношением. А зачем, когда главная цель достигнута? «Я хочу, чтобы ты любил меня так же сильно, как я тебя» - восклицает Мушка - «Но это невозможно» - холодно и спокойно отвечает Анатоль. И вот те самые сцены, проникнутые и трагизмом, и гротеском одновременно. Когда Мушка, стоя в грозу под дождём в отчаянии с надрывом восклицает, что готова умереть за любовь и была бы счастлива, если бы её прямо сейчас пронзила молния, то Анатоль, отмахиваясь от неё как от назойливой мухи, протяжно и лениво отвечает:

 «Я из-за тебя насморк подхвачу».

Когда она измученная и полуживая, как безумная просит его, чтобы он любил её как прежде, в ответ получает затверженное: «Ты раздавила мне термометр». Как велика и трагична, мрачна и безнадёжна, глубина этой пропасти между двумя персонажами. И всё-таки если проникнуться трагедией обольщённой, жестоко обманутой девушки, обречённой теперь на страдание, смеяться уже не захочется. И реакция зала была мне непонятна. В момент дружного смеха зрителей я не могла сдержать слёз. 

Схожая история и второй любовной линии - Лулу и Витольда. Муж Мушки - здесь жертва, соблазнённая Лулу, жертва, долго колебавшаяся, но в результате не сумевшая устоять перед чарами страстной, опытной, властной женщины. Он со всем своим юношеским пылом и безумием бросается в омут чувств и привязывается к Лулу мучительной страстью. Он кричит ей о своей любви, о готовности пожертвовать жизнью ради этого состояния экстаза и опьянения. А она торжествует от насыщенного женского самолюбия: она получила, внимание, стала объектом мысли и страдания, а не это ли самая сладкая пища для человеческой гордости«Женщина не стареет до тех пор, пока чувствует себя желанной» - говорит Лулу. И влюбить в себя юношу, значило для неё хоть на мгновение разжечь внутренний огонь, который погас в многолетнем браке с холодным нелюбящим мужем. Её главной целью было понять, способна ли она ещё нравиться. «Ещё как» - восклицает Витольд. «Я только это и хотела узнать» - отвечает она. Теперь она готова «совершить благородный жест и подарить его» обратно жене, как игрушку, которая надоела и её выбросили за ненадобностью. Её муж возвращается к ней от так же надоевшей ему любовницы, и она ещё раз убеждается в том, что «сила привычки привязывает мужчин крепче, чем сталь» и упивается расчётливостью своей игры, ведь всё сложилось так, как было предначертано ей заранее. Теперь всё становится на свои места: Лулу и Анатоль снова вместе и готовятся к отъезду. Витольд, обезумевший от любви, пытается её удержать, а она лишь хладнокровно иронизирует над наивным мальчиком и невозмутимо рассуждает о том, что «всё очарование любовных приключений заключено в воспоминаниях».

Лулу и Анатоль уезжают, теперь к арсеналу каждого прибавилось ещё одно занятое любовное приключение. Только Мушке и Витольду уже не стать прежними, «смертельный вихрь» любви потряс их душу и удастся ли им собрать себя снова - неизвестно. 

Фото: Полина Капица Фото: Полина Капица
Фото: Полина Капица Фото: Полина Капица
Фото: Полина Капица Фото: Полина Капица

Читайте также
28 марта
20:25
От лжи до любви: спектакль «Разговоры после погребения»
28 марта
14:55
В Театре Сатиры прошла «Ночь театров 2024»
25 марта
15:20
В школе Мигеля Эрнандеса прошёл день открытых дверей Театрального профиля