Период развития искусства XVIII-XIX столетий напрямую связан с внутренним и внешним убранством дворцов династии Романовых. Именно правители стремятся к формированию разных стилей архитектуры, приглашают специалистов из-за рубежа и создают индивидуальных подход к интерьеру.
Наиболее важными становятся европейские здания, например Английский Дворец по проекту Джакомо Кваренги. Императрица Екатерина II не принимает барочный стиль Петергофа и отдаёт предпочтение зарождающему в России палладианству. Стиль итальянского Возрождения, который берёт начала из классицизма, очень нравится императрице. Однако пожить в дворце Екатерина Великая «не успевает» – работы завершают уже после её смерти. Впоследствии Английский Дворец будут использовать для дипломатических нужд, а покоями для Романовых станет Зимний дворец.
Во второй половине XVIII века появляется Главный императорский дворец России построят по проекту Б.Ф. Растрелли – итальянского архитектора – в стиле рококо. Однако в 1837 году часть здания сгорает, и приходится восстанавливать царские покои. Для того чтобы реставрировать наиболее точно, архитекторы прибегают к акварельным изображениям Г. и Н. Чернецовых, Э.П. Гау, А.Х. Кольбы, Ж. Мейблюна. Парадные интерьеры воплощает А.П. Брюлов. Он создаёт Малахитовый зал с сохранившейся мебелью ампирного стиля. Архитектор восстанавливает золотую гостиную по картинам Кольбы. После же она претерпевает изменения А.И. Штакеншнейдера - появляется мебель в технике Буль.
Также над реставрацией работает В.П. Стасов, который воссоздаёт покои и парадную лестницу в барочном стиле. Он реконструирует гербовый зал по картинах Гау. Однако это помещение не сохраняется после Великой Отечественной Войны, и его приходится восстанавливать во второй половине уже XX века.
Ещё одним немало важным зданием XVIII века становится Екатерининский дворец в Царском Селе. К сожалению, его реставрация после Второй мировой войны продолжается до сих пор: с 2019 года восстанавливают покои фаворитов – Зубовский флигель и ещё 7 комнат. Автохромы Ч. Камерона сохранились в малом количестве. Например, по ним можно рассмотреть Китайский зал, который также в скором времени появится во дворце.
Благодарим Екатерину Репину – кандидата искусствоведения, специалиста по русской живописи XIX века, заведующую отделом хранения экспозиции Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева – за возможность узнать об истории русской архитектуры и «погулять» по значимым зданиям Санкт-Петербурга.
А для того чтобы узнать ещё больше об искусстве, переходите по ссылке. Здесь есть разные циклы лекций – от эпохи Возрождения до Советской архитектуры. Посетить можно как очно, так и online согласно расписанию на сайте.