«Человек создан для общества»: «Доходное место» как одна из путеводных звёзд современной жизни

«Человек создан для общества»: «Доходное место» как одна из путеводных звёзд современной жизни

22 и 23 июня в Московском государственном театре «Ленком» прошла премьера «Доходного места» по пьесе Островского. Постановка, на которой мы побывали, открыла новые границы в творчестве драматурга. О новом прочтении Александра Николаевича и о том, почему эта пьеса заслуживает вашего внимания, рассказываем уже прямо сейчас.

24 июня
12:15

Источник:

«Доходное место» - пьеса по произведению Островского с достаточно современным интерпретивным рядом образов, как никогда актуальным для молодёжи 21 века. Главным ориентиром всего произведения становится вопрос честности и возможности жить по совести. Можно ли быть честным чиновником? И оттого счастливым в духовной, семейной и общественной жизни? А что вообще такое общественная жизнь? И кто формирует это знакомое «общественное мнение»?

2y1a4443.jpg?6508

«Доходное место» сама по себе пьеса резкая и актуальная на все времена. Вопрос коррупции не теряется из общественной повестки никогда. В одни времена – соболиные шапки, во вторые – протекция, в третьи – деньги. Если подумать, то только в доисторический период её быть не могло. Однако так называемые инстинкты вороны «на всё красивое и блестящее» и тогда никто не отменял. Сменяются эпохи и формы, а порок остаётся одним и тем же.

Заслуженный деятель искусств и режиссёр Дмитрий Астрахан, исполнивший роль Аким Акимыча, посредника во всех тёмных делишках дяди главного героя, красочно противопоставляет миры богатства и бедности, духовной красоты (о, великая немецкая философия!) и разврата, целей и смысла жизни. Ощущается свобода мысли и полёт фантазии, где при сохранении условных рамок произведения вершится новый сюжет, основы для которого далеко не из 19 века.

2y1a4164sirinazhenya.jpg?7790

Все герои сплошь и рядом живые характеры, окружающие нас тут и там. Погрязший в страстях богатый старик Аристарх Вышневский (Евгений Герасимов), только и заботящийся о том, как ему жене своей (Елена Есенина) молоденькой угодить. Он типичный представитель прескверного «грибоедовского» общества, считающий, что в преклонении перед высшими чинами и пользовании протекциями, нет ничего сложного.

2y1a4700sirinazhenya.jpg?4287

Его последователем, а правильнее сказать детищем всей деятельности является молодой чиновник Онисим Белогубов (Станислав Тикунов), мечтающий заполучить место столоначальника. Он гордится тем, что его знают все купцы в округе, а смысл жизни – новые жилеточки, сюртучки и шарфики. Правда, в совокупности весь его образ – сплошная клоунада, а в душе он просто ребёнок… Ребёнок, которому когда-то какой-нибудь «отец Чичикова» и не сказать, что родной, дал свой наказ: быть богатым – быть счастливым.

Гранью социального конфликта всей драмы выступают и взаимоотношения Василия Жадова со своей женой Полиной. Молодой и целеустремлённый Василий Николаич (Антон Шагин), племянник Аристарха Владимирыча, мечтает добиться всего благородным путём; а подверженная желанием богатой жизни его жена Полина (София Яруллина) и её мать (Олеся Железняк) видят смысл существования, как считает общество театральной сцены (и не только оно), в женоугождении, а именно «бриллиантодарении», «тканепокупании» и весёлом времяпрепровождении на балах, да за картами в салонах. Смотришь на современную жизнь, а ведь ничего не меняется. Идеальная работа – это когда деньги в карман капают, а ты сам ничего не делаешь. Верно?

2y1a4550sirinazhenya.jpg?4836

Вся история взаимоотношений Василия и Полины уж очень напоминают библейский сюжет про Адама и Еву. Полина, научаемая змием в лице сестры Юлиньки и своей матери Фелисаты Герасимовны, пытается донести до Жадова «общественное мнение» о том, что есть настоящая счастливая жизнь, а главное, что есть жена для мужа по формуле аристократии.

«Не взятки, а благодарность. От благодарности отказываться грех!.. Нужно, чтобы муж чувствовал, за что ласкают…за что их [мужей] даром любить-то?.. Человек создан для общества! Для общества!.. Лаской из мужчин ты ничего не добьёшься! Точите их, чтобы деньги добывали...»

И не без удовольствия, нередкого переживания наблюдаешь за тем, как в главном герое происходит миросозерцание, борьба с окружающими его страстями, с грехом, обволакивающим его чистую душу со всех сторон.

«Зачем нас учили, Вася! Зачем нас учили? (если в жизни всё через доходное место – прим. автора)»

История сквозит множеством отсылок к другим известным литературным произведениям. Произвольно или нет, но со сцены раздаются идеи Чацкого и Фамусова, являются образы Лужина и Раскольникова, а в центре всего известное гоголевское – смех сквозь слёзы. Смеётся зритель на протяжении всего спектакля, однако уже первые слёзы, слёзы духовные, приходят с выходом из зала. Осознание вдруг обрушивается и заставляет мучительно размышлять над каждым словом, сказанным со сцены «Ленкома».

Вся пьеса – сплошные аплодисменты из зала, да и по её окончании актёров зрители отпускать не хотят пять, десять, а может и все пятнадцать минут. Кто его знает, ведь в такие моменты совсем не до классического «время – деньги». Мысли крутятся вокруг блестящей игры, в которой сошлись страсть, строптивость и глубокое понимание характера своего героя, что, однозначно, поражает. Искренность и трогательность, неподдельность и честность – главные точки на карте для понимания актёрской игры.

2y1a4410sirinazhenya.jpg?5453

Фелисата Герасимовна (Олеся Железняк) или просто тёща она и есть настоящая тёща: капает на мозг зятю, высказывая своё «фи» по любому поводу - то платье, бишь, не то, то денег мало, то работа ужасная. Её же не очень молодые лета не мешают ей думать и о своём будущем. А оно если и маячит, то только в амплуа богатой жизни. Роль комедийная, но оттого драматическая: столько материнских ущемлений (перешью себе платье, надену ещё раз эту шляпку) ради своих дочерей, с которыми иногда и резко обходится, - это ли не её форма проявления любви и заботы о будущем тех, за кого она не может дать богатого наследства, т.к. денег попросту нет?

2y1a4177_kopiya.jpg?4092

Или, например, взять гениальную игру Станислава Тикунова с его героем Белогубова. Зал смеётся с его придурковатости и некой «странности», которую даже его жена Юлинька подмечает. Но при этом совершенно тонко чувствуется душевная драма Онисима, за которой тоже есть определённые лишения. Наиболее ярко, конечно, это проявляется в сцене в кабаке, когда алкоголь обнаруживает характер героя, заставляя его меняться прямо на глазах у зрителя: речь всё путаней, движения – всё более раскованные, а лицо…лицо нагревается, превращаясь в раскалённый помидор. Что-то настолько красное, нагретое ещё и изнутри.

Если затрагивать общую атмосферу, то нет никакого ощущения, что всё происходящее вокруг зрителя – спектакль. Реализм постановки завораживает, и заслуга в этом не только актёров, но и художников по постановке (Анастасия Глебова), костюмам (Анастасия Образцова), свету (Евгений Виноградов) и других. Вклад каждого из них дополняет рисуемый на сцене сюжет, привнося в него либо остроту характера, либо драматичность той или иной ситуации.

Премьерные спектакли в «Ленкоме» пройдут ещё 1, 2, 11 июля, а также 9, 10, 25 сентября. Вердикт: постановка стоит просмотра! Смотреть, вникать и думать обязательно, ведь в извечной полемике «что такое хорошо и что такое плохо» для каждого человека важно слышать все позиции, дабы, избрав для себя верную, двигаться в правильном направлении, понимая, что для него как человека важнее – духовная нищета, но в богатстве или же духовное богатство, но в нищете.

Фотографии: Евгения Сирина


Читайте также
18 апреля
19:00
Спектакль «Хвала Котам, или Приношение Почтеннейшей Публике»
18 апреля
11:40
К юбилею ВДНХ подготовят проекты мозаичного панно
18 апреля
10:10
В Москве в четверг ожидаются дожди, порывистый ветер и до 11 градусов тепла