В центре Вознесенского открылся вернисаж экспозиции «Дядя Боря Крейсер»

В центре Вознесенского открылся вернисаж экспозиции «Дядя Боря Крейсер»

08 марта
00:20

Источник: Фото автора

7 марта в центре Вознесенского стартовал вернисаж экспозиции «Дядя Боря Крейсер» и «Май Митурич. В поисках удивлений». На выставке представлены работы художника книги и дизайнера-универсала Б. Г. Крейцера, а также иллюстратора Май Митурича.

Всё они достаточно необычны, многие из них непонятны на первый взгляд. Это потому, что оба художника работали в своём собственном стиле. Как рассказал Дмитрий Безуглов, один из организаторов выставки, Май Митурич позиционировал себя как импрессионист и из-за этого подвергался критике со стороны советской прессы. Митурич работал с цветными пятнами, свободно обращался с формой. Он вычитал из предмета детали, которые позволяют узнать его моментально, и оставлял только самые общие. Чтобы понять работы художника надо, по словам Безуглова, «зависнуть» на странице и подумать». Май Митурич был иллюстратором в основном детских книг, и родителей маленьких читателей очень возмущали его рисунки, которые были, по их мнению, непонятными. Но интервью, проведённые с детьми, показали, что они гораздо лучше воспринимаю подобного рода иллюстрации, чем когда им показывают более подробную картинку.

Крейцер тоже попал под давление власти. Он отбывал наказание в ГУЛАГе и отсидел там суммарно порядка 20-ти лет. Как объяснил организатор выставки, Бориса Генриховича ошибочно маркировали как японского шпиона, потому что сестра художника была востоковедом, и у них часто останавливались знакомые японцы. Следствие по делу Крейцера вёл «ленивый человек», который, не разобравшись в сути вопроса заявил, что Крейцер является «шпионом, завербованным теми самыми японцами». К счастью, как художник-иллюстратор в 50-е годы он уже не подвергался критике. Но Бориса Генриховича прессовали, когда он работал в издании «Еж». Кроме того, художник попал под «метлу» формализма, когда пробовал себя в роли архитектора. Тогда шла борьба с украшательством, из-за чего Крейцер был вынужден остановить карьеру архитектора. По словам Безуглова, в последствии он работал «не только над книжной графикой, но и над плакатом, и даже над керамикой».

Дмитрий Безуглов обратил внимание на то, что оба художника иллюстрировали произведения С. Я. Маршака. Митурич - «Угомона», русскую версию Оле-Лукойе, а Крейцер - «Эпиграммы». В творчестве художников есть тематическая перекличка через литературу Маршака, но они не были знакомы и не работали вместе. Крейцер, в отличие от Митурича, художник в первом поколении, а Май Петрович был вынужден бороться с влиянием отца.

Всё работы вернисажа собраны из разных источников. Многие куплены на онлайн-аукционах Георгием Ратьковским, куратором зала. По словам организатора, выставка будет интересна студентам, особенно тем, кто учится на дизайнера или архитектора. Крейцер «хранитель сразу двух традиций, который смог сохранить их в своей весьма извилистой жизненной траектории», отметил Безуглов.

Имена художников не на слуху. Это вторая выставка, выстраивающаяся на работе сотрудников Музея ГУЛАГа, что способствует сохранению наследия искусства.

Фото автора Фото автора
Фото автора Фото автора
Фото автора Фото автора

Читайте также
18 апреля
19:00
Спектакль «Хвала Котам, или Приношение Почтеннейшей Публике»
18 апреля
11:40
К юбилею ВДНХ подготовят проекты мозаичного панно
18 апреля
10:10
В Москве в четверг ожидаются дожди, порывистый ветер и до 11 градусов тепла