Новые технологии позволяют находить выход для людей с серьезными проблемами со здоровьем. Инсульт, деменция в VR-очках становится преодолимым препятствием. Более того, вы даже можете стать умнее с помощью виртуальной реальности. Не как Эйнштейн, но почти.
Для 34-летнего Хармона Кларка, США, простой укол в вену вызывал паническую атаку. При этом он с 16 лет является частым посетителем госпиталей. Все из-за болезни Крона — она делает его тело обезвоженным. В результате провести внутривенное вливание действительно сложно.
Между тем, он нашел выход. Будучи участником исследовательского проекта госпиталя, Кларк получил гарнитуру виртуальной реальности, чтобы снизить уровень боли.
С этого момента он смог наконец-то расслабиться и спокойно вздохнуть. Годы боли и страданий для него подошли к концу. Он использует VR-гарнитуру не только, когда сдает анализ крови, но и облегчает приступы боли между приемами лекарств и даже ослабляет действие бессонницы.
С недавних пор все больше медиков начинают внедрять технологии VR вместо обезболивающих.
А также для того, чтобы лечить парализованных пациентов…
В июне 2014 года первый символический удар по мячу на чемпионате мира в Сан-Паулу, Бразилия, совершил 29-летний Джулиано Пинто с полностью парализованным телом ниже грудной клетки.
Проблема хождения для парализованных пациентов заключается не только в невозможности сделать шаг. У них в голове пропадает самая концепция – как ходить. С этим столкнулась команда ученых Университет Дьюка в Северной Каролине, когда не обнаружила у пациентов с параличом активности в отделах мозга, отвечающих за ходьбу.
Решение пришло благодаря шлемам виртуальной реальности. Пациенты учились управлять движениями своих виртуальных аватаров. Для закрепления результата – на пациентах были надеты специальные футболки с рукавами, достающими земли.
Это позволило пациентам чувствовать, что они касаются земли. Руки представлялись как бы фантомными конечностями, заменяющими ноги. Мозг был рад обманываться, представляя, что тело идет на ногах.
После успехов в виртуальной реальности пациенты помещались в специальные экзоскелеты, оснащенные компьютерами и сенсорами активности мозга. В результате, когда пациенты думали о ходьбе, то экзоскелет начинал движение.
Прогулки по часу в день в экзоскелете позволили активировать оставшиеся нервы в парализованных частях тела, вернуть чувствительность в области таза и нижних конечностей, научиться контролировать некоторые мышцы, в том числе функции кишечника и мочевого пузыря.
Один из пациентов, 32-летняя женщина, парализованная в течение 13 лет, спустя 13 месяцев тренировки смогла свободно передвигать ноги, пока вес тела поддерживался в специальной упряжке.
С помощью VR научились помогать пациентам с деменцией. С таким заболеванием человек очень плохо усваивает новую информацию, а также забывает многое из своего прошлого. К примеру, лица родных, даты, даже свой родной язык. Помимо этого, у больных начинают проявляться резкие перепады настроения и депрессивные состояния.
Виртуальная реальность позволяет людям с деменцией в игровой форме тренировать различные когнитивные функции – память и владение языком. С VR пациентам проще организовать свою жизнь и создать расписание.
Как минимум с 1997 года виртуальная реальность используется для лечения посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у бывших военных. Изначально в нее погружали ветеранов Вьетнамской войны в Технологическом институте Джорджия, США. К сегодняшнему дню лечение ПТСР с помощью виртуальной реальности приобрело широкое распространение за рубежом.
А в России?
А в России в феврале этого года зампред комитета Госдумы по образованию и науке предложил создать министерство новых технологий и виртуальной реальности. К примеру, чтобы врачи с помощью VR могли провести виртуальный прием на большом расстоянии. А школьники могли на уроках истории по-настоящему погрузиться в исторические события.
***
Хотите улучшить свои способности?
- Да!
Почувствовать себя старым и вялым?
- А?
Увидеть у себя дряблые морщинистые руки и седые локоны на голове?
- Стоп, что?
Наверное, примерно такой диалог состоялся между испанскими психологами и испытуемыми, которые захотели побыть в виртуальном теле… Альберта Эйнштейна – известного ученого, физика-теоретика, Нобелевского лауреата.
Эксперимент заключался в том, что испытуемые надевали VR-шлемы и погружались в реальность, где их тело заменялось сначала телом Эйнштейна, а потом мужчины их возраста. Цель эксперимента – понять, как меняется восприятие и сознание человека, если он будет видеть себя и воспринимать как другого человека.
Результат не заставил себя ждать. После прохождения теста до и после погружения у людей менялось отношение к пожилым людям в лучшую сторону.
Увидев себя в теле видного ученого и пожилого человека, люди начинали отождествлять себя с ним. А испанские психологи и добивались этой реакции, справедливо считая, что восприятие человека основано на том, что видит его глаза.
А кем бы хотели стать вы в виртуальной реальности?