Помните фильм «Назад в будущее»? Там, где Марти Макфлай идет по миру будущего и видит афишу –надцатой серии «Челюстей». Прямо из кинотеатра на него нападала огромная акула. Марти содрогнулся – такой реалистичной она была (на самом деле - нет). Сейчас такой акулой мало кого удивишь. Подумаешь – всего лишь дополненная реальность.
В рамках фестивальной программы Moscow Urban Forum в столицу приехал известны арт-художник и ученый, который творит с помощью дополненной реальности. БиСи Бирман привез в российскую столицу свой новый арт-объект и рассказал участникам форума об особенностях и перспективах AR как искусства, бизнеса и социального явления.
Арт-объект называется More Human Than Human (в вольном переводе «Человечнее человека»), установлен он в парке «Зарядье», недалеко от концертного зала, где проходят мероприятия форума. Неосведомленный человек не поймет всю глубину этого арт-объекта, поскольку выглядит он как большая картина или баннер. Но если присмотреться к сопроводительному указателю рядом, то можно прочитать инструкцию и скачать мобильное приложение Heavy AR, благодаря которому, а также камере вашего смартфона картина оживает, становится объемной и вообще несет философский смысл.
Превратив все открытые данные о Москве – вплоть до театров, музеев и выставочных залов - в точки, авторы проекта создали лицо, причем женское, в котором в буквальном смысле зашифрован культурный код столицы.
Фиолетовое лицо, не самое симпатичное, но в высшей степени футуристическое, - образец «сильного AR» (augmented reality – дополненной реальности), который использует БиСи Бирман и его студия Heavy Projects в своих арт-объектах. Они расположены по всему миру – от Сан-Франциско до Женевы, теперь географию пополнила Москва.
Ну какой-то Pokemon Go, скажете вы, глядя на фиолетовое «лицо» российской столицы, и ошибетесь. Завоевавшая мир игрушка, по словам БиСи Бирмана, – не более чем образчик «слабого AR». Слабый – потому что у персонажей большая погрешность в геолокации (то есть привязке объекта к месту).
Корреспондент Первого Студенческого агентства показал Бирману наших «покемонов» – исторических персонажей из проекта Histars. Помните виртуального Пушкина, с которым москвичи делали селфи в Таганском парке? Так вот, в «Зарядье» обитает его коллега по проекту – вратарь Лев Яшин. Он оказался единственным AR-участником воркшопа БиСи на урбанистическом форуме. Бирману «черный паук» оказался знаком – он довольно рассмеялся, увидев образ вратаря. При этом центр геолокации Яшина был почти в 300 метрах от аудитории воркшопа.
AR – искусство поистине космических масштабов: геолокация определяется через спутники. Чтобы сделать привязку, к примеру, к картине «Джоконда» в Лувре, нужно серьезно потрудиться. При этом, технологии для AR-художников отчасти открыты и будут открываться еще больше для всех желающих.
Будущее дополненной реальности БиСи Бирман рисует тоже вполне ярко: приложения для восприятия AR будут встроены в очки, наподобие Google Glass. Возможно появятся даже контактные линзы, позволяющие воспринимать дополненную реальность:
«Звучит как фантастика, но не нужно быть профессиональным футуристом, чтобы понять, что это время наступает».
AR уже используется для рекламы и искусства (например, в одной из работ Бэнкси, которую «дополнила» Heavy Projects). Важно, чтобы дополненная реальность выполняла социальные функции, то есть была полезна и оценивалась не только с точки зрения денег и художественной ценности. БиСи Бирман, у которая есть степень доктора философии в сфере медиа-анализа, в том числе занимается и этой проблематикой. Но в первую очередь он художник. Поэтому посмотрите на завораживающие дух арт-объекты Heavy Projects и приходите в «Зарядье» - оценить фиолетовый портрет Москвы.