Музыкант Максим Бетехтин о новом концерте и творчестве

«Хоть на голове ходи, только убедительно»: Музыкант Максим Бетехтин о новом концерте и творчестве

16 января
09:55

Источник:

10 января в Концертном зале Музея С. С. Прокофьева состоялся иммерсивный концерт пианиста Максима Бетехтина «Встреча ver. 1.1». В программе прозвучали произведения Вольфганга Амадея Моцарта – Соната B-dur K570, «Бергамасская сюита» Клода Дебюсси и «Венгерская рапсодия» № 6 Ференца Листа. На концерте «Встреча ver. 1.1» присутствовали дети — ученики Максима Бетехтина, которые слушали, как играет их преподаватель. Пианист рассказал Первому студенческому о своей преподавательской деятельности, о том, что его вдохновляет, а также поделился планами.  

- Расскажите, что вас вдохновляет.

- Как правило, это музыка, только не моя и не в моем исполнении, а, допустим, ты слушаешь что-нибудь великое и понимаешь, что тебе еще до этого далеко, и ты просто идешь работать.  

- Великое — это классика или вообще?

- Музыка в принципе. Разная. Просто что-то, что заставляет тебя двигаться дальше. Бывает музыка плохая и хорошая. Хорошая музыка в хорошем исполнении — это то, что может тебя действительно вдохновить. Это может быть классическая музыка, исполненная кем-то великим. Сейчас ведь есть несколько гениев в мире и классической, и современной музыки, есть люди очень одаренные, есть гениальные. Если удается их послушать вживую, то это заряжает очень сильно.  

- А как вы относитесь к интерпретациям? Когда классическую музыку играют в другой манере.

- Исполнение может быть либо плохое, неубедительное, а может быть хорошее, убедительное. Еще Нейгауз* писал, что вы можете делать все, что угодно, главное, делайте это убедительно. Хоть на голове ходи, только убедительно. Если это доходит до публики, если это оправдано музыкой, это хорошо. Все остальное, излишества — это, как правило, нехорошо. Только и всего. 

- У вас есть какое-нибудь любимое классическое произведение? Которое вы играете или которое любите слушать?

- Которое сейчас играю, то и любимое, по-другому не работает. Если ты не любишь то, что делаешь, хорошо не получается.  

- Какой из ваших концертов был самым запоминающимся?

- Наверное, предыдущий, который состоялся 28 октября 2018 в Музее Прокофьева – я исполнял «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Я очень давно хотел играть этот цикл, и вот все сложилось: есть зал, есть публика, есть формат, в котором мне удобно. Был неплохой концерт. Ты же стремишься каждый раз сделать концерт лучше, поэтому последний, как правило, выходит самым запоминающимся.  

- Вы играете только на пианино?

- Да, я пианист. Ну и еще немножко пою, но это так, любительство.  

- Поете?

- Иногда меня просят заменить кого-нибудь в хоре. Просто с детства пою и умею это делать.

- Что вам дает работа с детьми, кроме преподавательского опыта?

- Как минимум, бывает весело. А бывает очень грустно. Но если ты сумел заинтересовать юного одаренного человека, то это здорово!  

- Вы вспоминаете своих преподавателей, когда работаете с детьми?

- Постоянно. И я им очень благодарен за то, что меня вытерпели. Просто вспоминаешь, как тебя муштровали. Хотя вспоминаешь и негативные стороны: что так, как со мной когда-то делали, я делать не буду, и не буду так говорить. Вообще-то, мне кажется, что я более либеральный педагог, чем были мои. Не знаю, хорошо это или нет. Потому что вроде из меня что-то «такое» получается, а я не знаю, что получится из тех, кого учу я.  

- Какие у вас планы, мечты? Может быть, где-то особенно хотите выступить?

- Хочется просто играть. Но «иммерсивный» формат, в котором проходят концерты здесь – в Музее Прокофьева – в больших залах может не прозвучать так же удобно, ярко и комфортно. Хотя я хочу играть в больших залах, таких, как Большой и Малый залы Московской Консерватории. Они прекрасны со всех точек зрения: эстетичны, «намолены», там отличные инструменты, прекрасная акустика. Но это не самоцель. Хочется играть. Просто играть.  

- А что насчет площадок различных фестивалей, конкурсов?

- На конкурсах я был. Недавно ездил в Сербию, в город Нови-Сад. Очень серьезное мероприятие получилось, мне понравилось, как там все организовали. Правда, в плане мест ничего не «занялось», но опыт колоссальный. Конкурсные планы тоже есть, но это опять же не самоцель, а просто естественное движение вперед. 

Корреспонденту Первого студенческого также удалось побеседовать с организатором концерта «Встреча ver.1.1» Алевтиной Стручковой, которая поделилась опытом проведения подобных мероприятий, рассказала о работе с Максимом Бетехтиным и о творческих планах.  

- Как долго вы занимаетесь организаторской деятельностью?

- В 2013 году я основала Московский фестиваль искусств «Арт-Маяк» и с тех пор создаю выставки графических иллюстраций и фотовыставки, поэтические вечера и концерты молодых исполнителей на разных площадках Москвы – в библиотечных центрах, в «Московском доме национальностей». С 2017 года я сотрудничаю с пианистом Максимом Бетехтиным, а на протяжении 2018 года выступаю в роли его концертного директора.  

- Какие площадки задействованы при проведении концертов Максима Бетехтина?

- Наша стратегия — это регулярные концерты в Москве, гастроли по России и за рубежом. Мы очень любим этот камерный и уютный Концертный зал музея С.С. Прокофьев в Камергерском, поэтому уже в который раз проводим концерты именно здесь. Я также организую гастрольные туры: недавно побывали в Румынии – в Бухаресте, где в Российском центре науки и культуры открывали мою выставку, посвященную Северу. Здесь же прозвучал концерт Максима, в котором он исполнил «Маленькую сюиту» А. Бородина и «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Этот совместный проект вошел в расписание мероприятий, посвященных 140-летию установления дипломатических отношений между двумя странами – Россией и Румынией. В апреле 2018-го состоялись гастроли в Республику Коми, в Сыктывкар – это родной город Максима, где он получил начальное музыкальное образование в Гимназии искусств. Здесь же 23 апреля в Академическом театре драмы имени Виктора Савина прошел его сольный концерт «Весеннее упование» – это был особенный концерт, очень красивый! И вновь театр приглашает нас с гастролями – 1 февраля 2019 года состоится концерт «Встреча».

- Какие проекты были самыми запоминающимися?

- Все мои фестивальные проекты за эти семь лет особенные: и концерты, и выставки уникальны по составу участников и атмосфере. Ярким и богатым на события был весь 2018 год. Наше сотрудничество с Максимом очень творческое и плодотворное. Когда Максим выходит на эту сцену, он выступает в новом образе: получается своего рода моноспектакль с литературными сюжетами и красивейшими мелодиями! Он гармонично смотрится на театральной сцене, и когда сначала рассказывает о музыке, а потом садится за рояль – это увлекает.

- Есть ли какая-то определенная направленность проводимых концертов? Или это всегда разные стили?

- Так как я сейчас плотно занялась именно классической музыкой и концертами с Максимом, то, соответственно, здесь только классика, он ни на какие компромиссы не идет, и это здорово. Композиторы, которых он исполняет, – это особенные личности и это удивительный мир. Я им очень прониклась и как организатор и как слушатель. С 2013 года в концертных программах моего фестиваля «Арт-маяк» принимали участие разные музыканты — это были и молодые барды, и музыканты, исполняющие музыку в стиле фьюжн, рок, рэп, металл, также были молодые поэты. Когда я только начала сотрудничать с Максимом, то тоже предлагала ему чуть поменять репертуар, но он ответил: «Только классика!» За год я поняла, что от меня нужно как от организатора и что классика — это непочатый край работы и изучения. Классическая музыка – это потрясающие композиторы, которые жили в разные эпохи, но их произведения остаются очень современными, если не сказать, что они вне времени.  

- С чего начинается ваша работа над новым концертом?

- Перед началом работы над концертом Максим говорит, что будет играть такую-то программу. Прежде, чем писать релиз, я начинаю изучать творчество того или иного композитора. Вокруг меня книги, в прошлый раз это была переписка Мусоргского, сейчас письма Дебюсси, — я начинаю проникаться их жизнью, их творческими поисками. Потом мы совместно с Максимом редактируем релиз, работаем над дизайном афиши, билетов, концертных программок – формируется концепция, общая стилистика. Несмотря на то, что у нас есть четкое разделение (я веду всю организацию, на нем вся художественная часть) я не принимаю окончательных решений без его мнения. Мне важно, чтобы это был тандем, команда, обоюдное творчество. Афиша — это то поле, на котором мы с ним сходимся либо в конфликте, либо в согласии. Он, когда увидел афишу к первому концерту 10 января 2018 года, сказал, что это ужасно. Следующую афишу мы сделали вместе, она была уже «ничего так», а в этот раз мы продумали афишу еще тщательнее, и оба про нее сказали «это стильно».

- То есть концертную программу определяет Максим?

- Да. Зачем что-то диктовать, когда он с детства живет в этом мире классической музыки, учится в консерватории, он – профессионал! Он меня в этот мир приглашает, и я вслед за ним начинаю глубже изучать композиторов, мир высокой музыки. Мне самой это становится интересно, даже просто как слушателю.

- А можете рассказать о планах?

- Так как 2018 год был успешным и задал нам высокую планку, ее хотелось бы сохранить. В планах гастроли по России и за рубежом. Это опять же нелегко с организаторской точки зрения и из-за финансовых вопросов: затраты на перелеты, гостиницы. В планах – вновь сделать концерт в Бухаресте. Хотелось бы организовать концерт в Ницце, уже начались предварительные переговоры, но это вновь и вопрос поиска финансирования, потому что мы пока трудимся без спонсоров (радует, что по мере сил нас поддерживает РОО «Землячество Коми»). Америку хочется, конечно, покорить. Я за то, чтобы по возможности максимально ездить. Во-первых, мир посмотреть, себя показать, во-вторых, путешествия, знакомства с разными культурами вдохновляют меня как художника и полезны для карьерного роста Максиму. У Максима, кстати, был недавно конкурс в Сербии. Еще у меня есть желание сделать его тур по российским городам, пока обдумываю с какого города начать: может быть это будет Коломна или Суздаль. В апреле в ГБУ «Московский дом Национальностей» на Красных воротах, в старинном особняке князей Куракиных, будет две недели проходить моя выставка, на которой я представлю иллюстрации по темам: Республика Коми, Арктика, Пермский край. Я также запланировала круглый стол «Национальное наследие народов Севера. Наследие коми композитора Прометея Чисталёва», и в рамках этих мероприятий состоится концерт Максима Бетехтина. Это достаточно глобальный проект, синтез искусств: концерту будет предшествовать круглый стол, где соберутся специалисты-профессора из МГУ, Сыктывкарского университета, директора краеведческих музеев, музыковеды из Московской консерватории. Хочется поговорить о наследии, о музыкальной культуре, привлечь молодежь – такая преемственность поколений. Думаю, это будет интересно. 

Фотографы: Лев Довженко, Татьяна Светлакова, Дарья Жигалина.  

*Генрих Густавович Нейгауз — советский пианист и педагог.


Читайте также
19 апреля
14:55
Пловец Лифинцев заявил, что ему не очень обидно из-за пропуска Олимпиады
19 апреля
14:20
Люди, отменившие свадьбу в последний момент, объяснили свое решение
19 апреля
13:30
«Музыка нашего времени»: Прошел вечер современных камерных композиций мировых и театральных премьер