В Москве стартует первый международный зрительский фестиваль авторского кино. Одним из главных фильмов программы станет призер Канн-2018, российско-казахстанская картина «Айка». Российский зритель увидит фильм Сергея Дворцевого впервые. Корреспондент Первого Студенческого его уже посмотрел.
Документалист Сергей Дворцевой в игровом кино не новичок: за дебютного «Тюльпана» взял главный приз в каннской программе «Особый взгляд» в 2008 году.
На этот раз безгранично правдоподобная история показывает нам будни мигрантов в Москве. Казалось бы – что тут можно сказать? Но Сергей, как умелый документалист-ремесленник, рисует нам самую откровенную реальность.
Заснеженная Москва, мать бежит из роддома – у 25-летней Айки нет ни сил, ни времени на ребёнка: приехав из Киригизии на заработки, она круглосуточно вынуждена работать. Хоть где, лишь бы платили. За её голову назначена награда, а за её жизнью уже охотятся кредиторы. И вот уже «Айка» из социальной драмы, раскрывающей оборотную сторону Москвы, превращается в триллер с божественной операторской работой Иоланты Дылевской, неотступно преследующей главную героиню в её бегстве из тьмы в тьму.
У Айки не только нет возможности выбора, у неё нет ничего своего: вся ее жизнь состоит из цепочки вынужденных действий в борьбе за выживание, в которой даже обременённое родами тело предаёт её – современная одиссея в царство Аида, ежедневная и табуированная трагедия миллионов лишь ненадолго укрупнена отдельно взятым режиссёром и производит сильнейшее и неизгладимое впечатление.
Самал Еслямова на крупном плане в «Айке» создает что-то доселе невиданное. Такой степени подлинности сыгранного героя, сдержанной боли и энергии в отечественном кино давно не было. А потому и лучшая женская роль в Каннах из рук Кейт Бланшетт становится закономерной. В картине в полную силу предстаёт ещё один герой - Москва. Атмосфера реконструкций к чемпионату мира, контраст «гламура» и бедности, погодные катаклизмы и стихия города, где постоянно идет борьба за место под солнцем — всё узнаваемо, но усилено до предела.
А выдержите ли вы такой тест на эмпатию, такое античное сошествие в «Айку», туда, где не слышно ничего, кроме собственного дыхания, сбитого от беспрерывного бега и оглушающей боли. Что было «до» и что будет «после» - уже не важно: низведенная до состояния «зверя», Айка не оставляет зрителю даже секунды на передышку и анализ. Выдох, вдох, выдох – самый жизненный процесс превращается в глубоко осознанный, единственный шанс дожить до завтра. Этот ритм испытывают многие, но у несгибаемой Айки он возводится в статус «бесконечность».
Где посмотреть «Айку» и другие фильмы зрительского кинофестиваля - читайте здесь.