Спустя 10 лет после выпуска последнего «классического» альбома Liebe ist fur alle da культовая немецкая группа собралась вновь и представила новый альбом под незамысловатым названием Rammstein. Точнее названия у альбома нет, но бэнд стилизовал его под Rammstein. Такие дела.
17 мая 2019 года альбом оказался в продаже, в Сети (слили 15 мая) и на самых популярных стриминговых сервисах.
Темой альбома стала спичка. Бэнд планирует протащить в рамках музыкального тура по странам Европы гигантскую спичку весом 1,5 тонны. Чтобы что? Зажечь как раньше?
Первые песни бэнда вышли в виде синглов. Это пронизанные историей Германии треки Deutschland и Radio. «Раммштайн», певшие до этого всю жизнь про уродства общества (будем честны), перешли к патерналисткой (отчасти) канве.
Впрочем, клипы бэнда всегда имели мрачные нотки. Rammstein можно или любить, или ненавидеть. Третьего не дано.
Проведем разбор первых пяти… э-э четырех песен индастриал-бэнда. Боюсь редакция не пропустит пятый трек (почему нет? – прим. ред.).
Итак, поехали.
В Deutschland нам рассказывают историю Германии от мрачного сотворения до показного будущего с темой и образами в духе мрачных нуарных творений Ридли Скотта или фильма «Вавилон нашей эры». Тема рождения и смерти. Вечные ценности в космологической параллели.
Можно ли сравнить рождение щенков у персонажа «Германии» с рождением близнецов с помощью генной инженерии в «Вавилоне нашей эры» и оценить все это как притязание на создание своего реального «чуда» - рождения детей без первородного греха?
Возможно в клипе подается идея, что постчеловека невозможно воплотить в образе и подобии создателя – человечества. Поэтому с появлением постчеловека человечество в лице «Германии» заснет в хрустальном гробу на орбите.
Сюжет клипа допускает множество трактовок.
Космонавты прибывают на планету и собирают все памятные артефакты истории Германии – статуи и подлодка на борту космического корабля, освещаемые красными лучами, стеклянный гроб с телом «Германии» заносят (!) на космический корабль.
Но песня бэнда совсем не об этом. А о «проснись, Германия, у тебя была бурная жизнь и станет не менее бурное будущее». Тем более к концу клипа мы видим образ вознесенного ангельской фигуры персонажа «Германии» и членов бэнда в кадре как цепных псов.
Второй сингл «раммов»
немецкого бэнда можно кратко охарактеризовать как песню про то, «как благодаря радио они снова стали видеть и как уши стали их глазами. А еще о том, как им не разрешают принадлежать самим себе, видеть, слышать, говорить».
В клипе «Раммштайн», можно сказать, снова заигрывают с историей. Гласность вредит тоталитаризму – такую картинку формирует клип. Гласность в виде радиоволн, которые при этом, и спасение, и гибель для неподготовленного человека.
Для кого-то радио становится не только источником актуальной информации, но и способом удовлетворения, или даже объектом религиозного поклонения.
Видеоряд и текст песни хорошо перекликаются между собой. У музыки (как и у радиоволн) нет границ и заборов.
Подробнее читайте в нашем обзоре.
У творчества «раммов» есть простое, но гениальное свойство. Они умеют создавать музыку, которая, кажется, была всегда, или существовала веками. Можно говорить, что новый альбом стал весьма мейнстримовым, менее показушно-раммштайновским.
Наверное, главная претензия фанатов бэнда в том, что в текущем альбоме нет по-настоящему громких тем: дерзких, наглых, проникновенных. Зато есть много аллюзий и пародий на современную поп-музыку. Впрочем, критики не раз успели пройтись по этой особенности.
Главная ценность индастриал-музыки «раммов» в том, что у нее есть немецкое качество и стиль. Если вы начнете слушать «Раммштайн» «с конца», то есть последнего альбома бэнда, то поймете, что группа выросла и остепенилась. Если так вообще применимо говорить о музыкальном творчестве в рамках жанра «Neue deutsche harte» (NDH).
Проблема восприятия «Раммштайн» – во времени. Прошло 10 лет. Группа выкатила 11 треков и только первая половина получила большое народное признание. Сыграли тяга к прекрасному и чувство дежавю, а также мощные по наполнению клипы и синглы, секрет успеха которых — это единство времени и места, а также правильно подобранный видеоряд.
Тема песни связана с верой и религией. «Раммштайн» в свойственной бэнду манере выстраивает интерпретацию того, что такое институт церкви и какую роль в общественной жизни человечества она играет.
Трек содержит отсылки к бонусному (скрытому) треку «Halleluja» из альбома «Mutter» 2001 года.
Коллеги по цеху в «Neue Deutsche Harte», к примеру, так интерпретируют тему веры и бога.
Oomph – Gott ist ein Popstar
Megaherz – Fauler Zauber
Eisbrecher – Die Angel (немного о другом, но ангелы)
В этом треке Тилль Линдеманн рассказывает, как признаваться в любви на трех языках, включая русский.
Если в треке «Pussy» альбома «Liebe ist fur alle da» 2009 года и в одноименном (главном) треке альбома Линдеманн пел про то как «I can't get laid in Germany» (18+) и «Liebe ist für alle da nicht fur mich» (любовь для всех, кроме меня), то в «Auslander» он поет, как много путешествует, что его язык интернациональный и он легко может знакомиться с противоположным полом.
Впрочем, послушайте сами и проникнитесь всей глубиной альбома-спички, которую все уже успели потушить. А зря.