Главным событием «Ночи кино» в Москве стала премьера одного из ключевых российских фильмов года – «Мальчик русский» дебютанта Александра Золотухина. Картину воспитанника мастерской Александра Сокурова, впечатлившую зрителей на Берлинском кинофестивале, показывали бесплатно. Представлял ее главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин*. Корреспондент Первого студенческого посмотрела эту короткую и пронзительную ленту. Вот ее впечатления.
Русский мальчик идет на фронт Первой мировой войны с наивной юношеской мечтой о славе и орденах, но в первом же бою теряет зрение. Его оставляют служить слухачом: через огромные металлические воронки он должен слушать приближение вражеских аэропланов и поднимать тревогу.
Жуткая метафора на Державу: чистый и голубоглазый ангел «Россия» слепнет, глохнет, гонимый всеми, оторванный от всех, с опухшими от розг руками народа, истерзанный вечными вражескими снарядами и хранимый Божеской дланью разрушенного храма Веры.
За кадром оркестр репетирует Третий концерт для фортепиано и «Симфонические танцы» Рахманинова, и режиссер голосом дирижера безжалостно диктует свою волю герою. Как тоскливо сразу в сердце. На этом фоне вся художественно-постановочная часть выглядит наиграно и репетиционно - картину нужно «слушать», а не смотреть...
При этом фильм – тончайшее полотно, более походящее на самого евангелиста Сокурова. Он вызывает музыкальное и эстетическое удовольствие «не для всех». *Лицо, признанное иноагентом на территории РФ