Выживут только медузы: Репортаж с эко-выставки в «Гараже»

Выживут только медузы: Репортаж с эко-выставки в «Гараже»

В музее современного искусства GARAGE проходит выставка «Грядущий мир: Экология как новая политика. 2030–2100». 50 художников объединились, чтобы рассказать о своем видении будущего Земли.

30 сентября
12:10

Источник: Анна Шабашова

«Вы отняли мои мечты и мое детство своим пустословием. Люди страдают. Люди умирают. Погибают целые экосистемы. Мы стоим на пороге массового вымирания, а вы только и можете обсуждать деньги и рассказывать сказки о бесконечном экономическом росте. Как вы смеете!» — голос 16-летней активистки Греты Тунберг срывается, пока она выступает на саммите ООН. В ее глазах ярость и слезы. Эта школьница с толстой косой на плече — лицо будущих поколений. Что мы можем ответить на их горькие слова? Какое будущее мы им оставим?

Поиском ответов на эти и многие другие вопросы о грядущем мире занялись 50 художников со всей планеты. С их видением Земли и человечества будущего можно познакомиться в музее современного искусства GARAGE. Каждая из представленных работ по-своему уникальна, однако все художники сходятся в одном: будущее планеты далеко не радужно. Уже само название выставки говорит нам: экология, сохранение планеты должны стать главной задачей человечества.

Xwxtz4sdA-g.jpg

Первый экспонат выставки — длинный стол с газетами на втором этаже. Всего их двадцать. Именно столько номеров «Правды» вышло прежде, чем информация об аварии на Чернобыльской АЭС появилась на первой полосе. Двадцать дней до официального признания экологической катастрофы. Двадцать дней, которые могли спасти тысячи жизней и уменьшить радиационное заражение.

«Иди сюда», — тихо подзывает своего друга девушка в синей рубашке. Несмотря на неприглядность экспоната, люди надолго задерживают взгляд на ровных колонках печатного текста. Интересно, о чем они думают? Я чувствую, как по спине пробегает холод.

Мы живем в эпоху гласности, когда скрыть факты не так-то просто, но все же экологические проблемы от этого не исчезают. Я вновь вспоминаю речь Греты Тунберг.

Выставка заняла два этажа «Гаража». Экспозиция разделена на несколько зон. Мы с подругой отправляемся в первую — «Контуры будущего». Прозрачные двери открываются, приглашая нас внутрь.

RpuN9WNF1ak.jpg

Пожалуй, самый необычный экспонат в этой маленькой комнате с бирюзовыми стенами — три беззащитных младенца, прижавшихся друг к другу. В их чертах есть что-то звериное, а сами они покрыты белой шерстью.

— Жесть, — шепчет своей спутнице девушка справа.

— Я это видела на картинке из соцсетей. Иу. Хотела бы такого?

— Ну уж нет, — передёргивает плечами первая.

А ведь возможно в будущем такого выбора у них не будет. «Художница фантазирует о том, как будут выглядеть люди будущего, как они изменятся под влиянием генной модификации», — объясняет нам сотрудник музея.

Kt6FPTwXkL4.jpg

Вход в следующую комнату завешан тяжелой черной тканью. Отодвинув ее, мы оказываемся в кромешной темноте. Единственный источник света — стеклянный куб в центре. В нем мы видим тонкую паутину, переливающуюся в лучах лампы. «Наш мир так же хрупок», — точно замечает кто-то. Думаю, он прав.

l_Qw8p1ij0I.jpg

Одна из комнат уставлена большими странными кубами и параллелепипедами. Они сделаны из разных материалов: шерсти, металла, стекла, резины. «Знаешь что это? Это фольксваген жук», — смеясь читает надпись своей подруге парень в круглых очках. И правда. Рядом я замечаю другую надпись: «Карандаш». Я поднимаю глаза и вижу три крошечных кубика: один побольше из дерева, второй из графита, а третий, почти незаметный, — из резины. Занятно.

— Не хотите принять участие в иммерсивной инсталляции? — окликает нас одна из сотрудниц музея. — Сеанс начнется через семь минут.

Мы заходим в слабо освещенную комнату с несколькими креслами. В центре висит большое круглое зеркало. Всех просят надеть наушники — инсталляция «win><win» вот-вот начнётся. «Расселение человека по Земле оказало большое влияние на природу и экологию, — говорит приятный мужской голос в наушниках. — Как давно вы на Земле? Покажите пальцами свой возраст». Я оглядываюсь по сторонам: во взглядах других зрителей видна растерянность. Но все же они подчиняются просьбе: 19, 32, 25. «Хорошо, — продолжает ведущий. — А теперь закройте глаза. Мы отправимся в путешествие в будущее, чтобы узнать, какой будет жизнь через 50 лет». Пока голос отсчитывает десятилетия, я чувствую, что свет постепенно гаснет.

KMO_171735_00132_1_t218_182852.jpg

«Откройте глаза». На месте зеркала круглый аквариум. От него исходит голубоватое свечение. Внутри медленно плавают медузы. Этого я не ожидала. Голос рассказывает нам об этих грациозных существах. Свет снова включается. Аквариум исчезает, а на его месте появляется круглое окно в другую комнату. В ней мы видим несколько людей, сидящих в таких же креслах, как и мы. Они чертят что-то пальцем в воздухе. «Что они пытаются сказать?» — спрашивает голос. Люди машут руками, как будто прощаясь с нами, и уходят. «Что будет с человечеством, когда оно исчезнет? — продолжает ведущий. — На его место придет новый вид, устойчивый к ядам, которые мы оставим после себя». В это время в комнату заходит новая группа посетителей. Они надевают наушники и садятся в кресла. Похоже, они нас не видят. «Сейчас они покажут, сколько лет осталось человечеству». 20, 35, 16 — пальцами изображают они.

Перед нами вновь возникает аквариум с медузами. «Глобальное потепление — неуправляемый процесс. Медузы, в отличие от многих других, к этим переменам готовы». Они живут на Земле намного дольше людей и, скорее всего, останутся после того, как мы исчезнем. На месте аквариума вновь появляется зеркало. «Теперь другие смотрят на вас. Они останутся немного дольше, а вот вам пришло время уйти. Ваше время истекло». Мы чертим в воздухе послание для других посетителей, машем в знак прощания и уходим. На этом сеанс окончен.

— Класс! Мне очень понравилось! Правда, я сначала не поняла, что это, — делится своими эмоциями девушка, сидевшая рядом со мной.

Ify1UV5Y6Zo.jpg

Рассматривая выставку, мы не заметили, как прошло почти три часа. Впрочем, это неудивительно — GARAGE собрал сотни экспонатов, заслуживающих вашего внимания. Здесь и голосование, призывающее решить экологические проблемы рек и озер России, и макет кухни с полутораметровыми тараканами, и соляная пещера, в которой можно отдохнуть и посмотреть на искусственное солнце. Еще один интересный экспонат — плот из пластиковых бутылок с ироничным названием «Тысяча первый остров». На нем индонезийская художница пересекла океан. Описывать все экспонаты бессмысленно, да и места не хватит. Лучше увидеть все своими глазами . К тому же скоро откроется еще один арт-объект — огромный кокон из биоразлагаемого скотча, внутрь которого сможет залезть каждый желающий.

GV1zeEEZ1Cg.jpg

Когда мы уже собрались уходить из громкоговорителей раздался голос: «Не дышите!» Я посмотрела на часы. Было ровно семь часов. «Каждый день в это время музей предлагает присоединиться к акции «Минута недышания в защиту окружающей среды», которая впервые была проведена в Москве в 1977 году, — рассказала нам сотрудница музея. — Если бы все население Земли на минуту присоединилось к акции, выброс углекислого газа удалось бы сократить на три тонны. Но даже такая внушительная цифра не окажет воздействия на климат». Как и «Час Земли», эта акция носит символический характер. Ее цель — привлечь внимание к существующим экологическим проблемам.

«Не дышите!» — повторил громкоговоритель. Но призыв утонул в гуле голосов. Посетители не слышали его. Или просто не хотели слышать.

Выставку «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030-2100» можно увидеть в музее «GARAGE» до 1 декабря. 


Читайте также
28 марта
19:00
«Беспринципные» возвращаются с новым сезоном
28 марта
17:00
Эксперты определили убытки иностранных компаний в результате ухода из России
28 марта
16:00
К 2030 году количество поездок на самокатах значительно увеличится