Феминизм и социальная повестка в кинокомиксах

Просто о сложном: Феминизм и социальная повестка в кинокомиксах

Оправившись от 8 Марта, рассказываем о женской супергероике в кино, а также о социальной повестке и репрезентации меньшинств в комиксах и играх.

11 марта
16:30

Источник:

2020  – год супергероинь

В этом году выходит самое большое количество фильмов, где во главе угла выступает женщина-протагонист. Первый из них  –  «Харли Квинн: Хищные птицы». Харли, кстати, умудрилась и тут отличиться, так как сольных проектов у нее в 20-м году целых два: помимо, к сожалению, провального киносольника про объединившейся против общего врага компании антигероинь, еще и второй сезон мультсериала, сосредоточенного на самой Харли и ее внутренних и внешних проблемах). Другие важные проекты – марвеловская «Черная вдова» о похождениях ныне почившей Наташи Романовой и второй сольный фильм о Чудо-женщине. И все это в один год, и это если не упоминать о проектах вроде «ВандаВижн».

Харли Квинн еще не знает, что ее сольник стал провальным.

Подобный интерес к продвижению женских персонажей легко понять: они могут быть физически сильными, что дает им возможность участвовать в зрелищных экшен-сценах, но при этом оставаться эмоциональными, разбавляя череду спецэффектов драмой и юмором, при этом не запирая их в рамки исключительно любовных интересов главного героя. Это прекрасная современная тенденция, которая выигрывает сразу в двух направлениях: создатели отодвигают или даже полностью уничтожают старые клише и рамки, а зрители получают интересного персонажа.

В пример возьмем команду «Лига справедливости» из DC: с момента создания Чудо-женщины в 1941 году и вплоть до 2017 года у нее не было ни одного законченного сольного проекта на экране, хотя по популярности она была в первой тройке персонажей. Порой доходит до смешного. Несколько лет назад отец киновселенной и глава студии Marvel Кевин Файги на полном серьезе грозился уйти, если Disney не даст ему возможность снимать женские сольники. В споре он победил, но Наташа Романова не дожила до своего же собственного сольника.

Примерно так Наташа Романова спасла жизнь Кевина Файги в Marvel

Причем в плане женских персонажей и социальной повестки вечное противостояние Marvel и DC приобретает особенно любопытный виток. КВМ (киновселенная Marvel - прим. автора) развивается огромными темпами. Они закрыли сагу Бесконечности, состоящую из 23 фильмов, где каждый последующий фильм был популярнее предыдущего, а Финал саги стал самым кассовым фильмом за всю историю. После чего запустили целый ворох многообещающих сериалов на собственном стриминговом сервисе, вложив в них огромные бюджеты и свободу в производстве, при этом гармонично встроив их в сюжетную канву будущих фаз киновселенной. Но есть один момент, с которым согласятся даже самые ярые фанаты: 

Marvel не умеет работать с социальной повесткой

Скорее всего, это своеобразное наследство от Disney. Если обратить внимание на комиксы, то множество самых сложных вопросов и спорных моментов представляют мягко и не пихают читателям в лицо, а Disney известен своим желанием следовать социальной повестке как можно более публично. 

С Капитаном вообще очень печально вышло. Изначально она должна была стать флагманом четвертой фазы, но из-за неправильного подхода, неудачного сольника и отвратительного поведения Бри Ларсон, которую планируют заменить в ближайшее время на другую актрису, персонаж не полюбился фанатам, а так и остался своеобразной красной тряпкой и источником бесконечных тяжелых вздохов. Изначально плохой была идея строить фильм на одной социальной повестке. На кинокомиксы зритель ходит, чтобы повеселиться, а не для того, чтобы его почти два часа убеждали в том, какой он плохой. Плюс чисто внешне Бри не очень-то Капитанша: нет в ней той силы и властности, что была в комиксах. Да и когда Том Холланд и Джуд Лоу в штанах в облипочку выглядят лучше главной героини — это как-то удручает.

Бри Ларсон намекает, почему зрителям не зашла ее Капитан Марвел 

То же самое с темой расизма. Черная Пантера мне понравился, но не из-за поднятия далеких для человека наших широт проблем, а потому что во время просмотра я представляла, что это такая себе лайв-экшен версия Короля Льва с живыми актерами (это было до того, как Disney сделал ремейк и все мои гениальные шутеечки на эту тему потеряли в оригинальности - прим. авт.). Плюс там был интересный антагонист – симпатичный и внешне, и исторически. Он сталкивал две противоположные культуры, но посыл опять же «пихался» изо всех сил. В «Сокол и Зимний солдат» тему опять поднимут, и что-то мне подсказывает, это не пойдет сериалу на пользу.

Какая репрезентация правильная?

Что можно было сделать, чтобы создателям не приходилось выбирать из двух стульев и при этом они могли бы показать все правильно? Для такой ситуации у меня всегда припрятана наготове цитата из фильма «Ван Хельсинг»: 

«Если хочешь кого-то убить — убивай, а не болтай попусту…»


С национальными меньшинствами этот принцип также работает: просто хорошо пропишите их и показывайте. Если у создателей «Человек-паук: Через вселенные» вышло, то почему бы Marvel не попробовать? А вдруг даже получится.

То же самое и с «Ведьмаком» от Netflix. Только ленивый не высказался о черном эльфе, при этом забывая, для кого вообще был снят этот сериал (ребят, смиритесь, его же явно не для СНГ снимали, посмотрите правде в глаза  – всем плевать). А в споре об исторической точности все резко забывают что штаны Геральта из кожзама, он где-то в средневековье нашел качалку, а Лютику отращивать щетину в пути видимо запрещает религия. (а о том что в Дикой охоте все женские неписи одеты куда свободнее, чем должны бы, скромно умалчивается – историческая точность такая однобокая штука).

Золотая середина

К сожалению, если в медиа (играх, фильмах или сериалах) есть главная героиня, то, скорее всего, она или «сильная независимая женщина» или ноет столько, что ее собственноручно хочется прибить. Но реальность такова, что и тот, и другой типаж можно скорее воспринимать как мифических существ, ибо таких людей не существует.

В пик увлечения подростковым контентом мне случилось наткнуться на сериал «Сумеречные охотники». В целом он мне зашел, если бы не одно НО: без сарказма, главная героиня прорыдала первые четыре серии. Нон-стопом. Без перерыва на сон и еду. И это неправильный персонаж.

Или возьмем Tomb Raider – один из последних. Лара кажется скорее каменным безэмоциональным существом, которого ничего не трогает. И это тоже неправильный персонаж.

Кто сказал, что Лара Крофт в исполнении Алисии Викандер каменная и безэмоциональная?

В идеальном мире, где существуют сильные крепкие сюжеты в прописанных мирах, эти две дамы были бы частью одного персонажа. И играть за этого персонажа было бы интересно. Но это в идеальном мире золотой середины, в котором социальные слои не знают, какими надо лепить персонажей, и не делятся активно своим мнением с создателями. А не то, не дайте Великие демоны, героиня пошутит или пустит слезу. И я не стану говорить, кто правее в данной ситуации  – нет ничего хорошего в радикальности с обеих сторон. Я одинаково не могу понять ни создателей, чьи женские персонажи пишутся под тех, кому лень нагуглить ближайший порносайт, ни тех феминисток, которые живут для ненависти. Феминизм прекрасен и он нужен, но почему-то куча народа напрочь забывает, что он существует для борьбы за свои права, а не ради притеснения чужих.

Так что там с «хорошими» персонажами?

Очень даже неплохо. У нас Есть Элли из The Last Of Us – прекрасный сильный эмоциональный персонаж, которую нельзя не полюбить как младшую сестренку. На подходе вторая часть, и мы сможем продолжить узнавать ее уже взрослее и чуточку злее. 

Элли хороша и в выживании, и в гитарном соло

Мужские персонажи тоже не стоят на месте. Уже прошли времена Думгаев, безмолвных и безликих. Теперь мужчины могут проходить сквозь собственную драму, как Себастьян Кастелланос, горе и печать уже не такие зазорные. Персонажи могут быть сломленными, ищущими свой путь, преодолевающими. Рамки раздвинулись для главных героев делая их более живыми, осознанными. Их эмоциональность не однобока, как было с фаркраевским Ваасом, который ну просто поехавший (но он злодей, а злодеи отдельная история).

Или например, Кэл Кертис из недавней Star Wars Jedi: Fallen Order. За время прохождения мы видим его и радостным, и настороженным, печальным и недоверчивым, напуганным и надеющимся. Удивительный эмоциональный диапазон для персонажа EA. Хотя может ему просто актер достался хороший, Камерон Монахен за годы в «Бесстыжих»  и «Готэме» уже поднаторел в этом.

В целом, индустрия продолжает развиваться семимильными шагами – то становясь предметом искусства, то оказываясь ко всеобщему удивлению куда больше, чем несерьезными развлечениями. Она может позволить себе больше, показать больше и дать игрокам и зрителям тот опыт, который им раньше не встречался. Я рада, что персонажи, вне зависимости от пола, расы,  исторического периода, возраста и отношения к пицце с ананасами, тоже могут свободно развиваться, чтобы нам было интереснее проводить с ними свои жизни.


Читайте также
24 апреля
18:00
Шри-Ланка может продлить режим бесплатных виз для России
24 апреля
17:20
VK запустил набор в амбассадорскую программу для молодежи
24 апреля
17:00
Михаил Лабковский расскажет московским школьникам, как не переживать из-за ЕГЭ